Экология Новости Арктики Представители регионов и федерального центра обсудили, как обращаться с арктическим мусором

Представители регионов и федерального центра обсудили, как обращаться с арктическим мусором

Заседание прошло в онлайн-формате

Заседание Дискуссионного клуба экспертного центра ПОРА состоялось 15 ноября

«ПОРА в Арктике управлять ТКО по-арктически. О дополнении Федерального закона "Об отходах производства и потребления" арктическим разделом» — так звучала тема встречи заседания Дискуссионного клуба проектного офиса развития Арктики. Обсуждение прошло в онлайн-формате, объединив представителей разных арктических регионов и федерального центра.

Модератор мероприятия, координатор Экспертного совета экспертного центра ПОРА Александр Воротников считает важным расширить полномочия регионов по созданию систем управления твердыми коммунальными отходами.

— Необходимо иметь возможность проводить эксперименты по различным направлениям управления сферой ТКО. Важно развивать различные схемы взаимодействия государства и бизнеса для управления этой сферой, включая офсетные контракты и модернизированные контракты жизненного цикла. Очень актуально отработать механизмы утилизации вахтовых поселков в Арктической зоне Российской Федерации, которые после завершения производственного процесса остаются и разрушают ее природу. Таких поселков на сегодняшний день в Арктике много, — считает Воротников.

По его мнению, при реализации проектов по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо учитывать поручения президента РФ о достижении углеродной нейтральности России к 2060 году. А системы обращения с ТКО в зависимости от региона увязывать с системами обращения с отходами промпредприятий, работающих на территории.

— Для предприятий это тоже выгодно, так как растет их ESG-рейтинг, — считает координатор Экспертного совета ПОРА.

— Анализ территориальных схем и существующих практик обращения с отходами в арктических регионах показал общую проблему обращения с ТКО в наиболее удаленных, северных муниципалитетах и поселениях. Так, в Ненецком, Чукотском автономных округах, в арктических территориях Красноярского края, Республике Саха транспортирование и утилизация ТКО представляют собой самые сложные вопросы для региональных операторов, — рассказал Дмитрий Федоров, заместитель председателя комитета по природопользованию и экологии торгово-промышленной палаты РФ.

По его словам, главным препятствием для развития рынка вторсырья в Арктике служит экономическая непривлекательность, связанная с долгим сроком окупаемости таких проектов. Вовлечение местного бизнеса в переработку или производство товаров из вторичного сырья не представляется возможным без государственно-частного партнерства в этой сфере, заявил эксперт.

В Арктике необходимы площадки временного хранения накопления и хранения ТКО с увеличенным до 24 месяцев сроком размещения, мусоросортировочные станции и установки термической утилизации, считает общественный представитель ПОРА в Республике Коми Роман Полшведкин.

— Исходя из сложившихся транспортных путей и потоков необходимо рассмотреть вопрос упрощения, упразднения установленных законом процедур трансграничного транспортирования ТКО между субъектами РФ. Например, экономически обоснованное транспортное сообщение из поселка Харьягинского в Ненецкий автономный округ осуществляется в город Усинск в Республике Коми. А один из населенных пунктов, административно относящихся к НАО, — поселок Харута — и вовсе находится в пределах границ другого субъекта РФ — Республики Коми, — добавляет Полшведкин.

Эту идею развивает член Научно-технического совета при Росприроднадзоре Михаил Жуков.

— Транспортные потоки в Арктике не сбалансированы по загрузке. Ввоз почти всегда существенно превышает вывоз. Порожний или полупорожний пробег транспорта можно использовать для вывоза отходов. Но организовывать и оплачивать такие транспортные операции способна только региональная власть за редким исключением. Муниципалам это не по силам,— подчеркивает Жуков.

По словам Cергея Неустроева, первого заместителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), имеющиеся технологические решения, инновационные методы в большинстве случаев дорогостоящие.

— В таких условиях сложно предложить универсальные решения проблемы. При выборе способов переработки твердых отходов нужно исходить из принципа обеспечения направленности деятельности не только на утилизацию, но и при возможности получения дополнительных ресурсов или продуктов, востребованных в Арктике. Это прежде всего тепловая энергия, — уверен Неустроев.

В свою очередь Сахамин Афанасьев, председатель постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха, отмечает, что из 411 населенных пунктов на территории республики 163 имеют численность менее 500 человек, что составляет 40%.

— Возложенные на субъекты России полномочия в области обращения с ТКО требуют значительных финансовых вложений. При этом расходы на создание инфраструктуры в Арктических регионах в разы больше по сравнению с центральными регионами. Необходимо рассмотреть возможность наделения субъектов РФ полномочиями самостоятельно определять порядок обращения с ТКО, — полагает Афанасьев.

Комплексный подход в организации утилизации отходов делает процесс значительно менее затратным. Он позволяет осуществлять утилизацию сортированных ТКО и «горючих» промотходов одновременно без перенастройки режимов утилизации, а в результате термодеструкции получать очищенный газ, который может быть перенаправлен на генерацию электроэнергии, согласен с Неустроевым председатель правления фонда «Ресурсный центр "Арктика"» Олег Волков.

Как отмечают многие эксперты, объемов мусора, которые производят небольшие поселки, недостаточно для стабильной работы электростанций. А значит, отходы могут быть только дополнительным топливом.

По словам заместителя гендиректора ПОРА по проектной работе Елены Кореневой, еще одна целесообразная мера — отмена НДФЛ на доходы, получаемые гражданами от сдачи вторсырья. Этот законодательный парадокс сдерживает развитие инфраструктуры для вторичной переработки пластиковой и другой тары, рассказывает Елена, курирующая проект по продвижению раздельного сбора и переработки отходов «Пластик в дело».

Валерия Гулимова, исполнительный директор ассоциации «Ресурс», убеждена, что многие из существующих противоречий между федеральным законодательством и реальностью жизни в Арктике можно снять, если дополнить закон «Об отходах производства и потребления» формулировками, согласно которым регионы будут сами определять, как обращаться с отходами в труднодоступных поселках Крайнего Севера. Так это или нет — покажет время.

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления