
В мае 2024 года топило деревни в Архангельской области
В 2024 году в Архангельской области из-за ледохода затопило несколько деревень. Из-за ледового затора вода в реке Пёза вода сильно поднялась и добралась до домов. В этом году ледоход начнется раньше. При этом гидрологи говорят, что риск ледовых заторов значительно ниже. При этом в регионах России уже начались потопы. Мы спросили и экспертов НКО «Арктида», как жителям Архангельской области подготовиться к потопам и что могут сделать власти, чтобы предотвратить катастрофы.
«Арктида» — некоммерческая организация, занимающаяся анализом и расследованиями в области российской Арктики.
По словам аналитика НКО «Арктида» по климат-кризису и энергопереходу Марии Ивановой, антропогенный (вызванный деятельностью людей — Прим. ред.) климатический кризис делает экстремальные погодные явления более частыми, продолжительными и интенсивными. Наводнения по весне — не новость для российских регионов, но сегодня эти явления приобретают другие масштабы и зачастую застают врасплох.
«Представьте, например, что зимой у вас выпало очень много снега, потом резко пришла весна с аномальным теплом, при этом почва еще не успела оттаять и воде просто некуда уходить — комплекс таких факторов привел к историческому наводнению в Оренбургской области прошлой весной. В причинах по каждому конкретному случаю разбираются метеорологи, но погодные условия в любом случае накладываются на долгосрочный тренд нагревания планеты из-за выбросов парниковых газов», — объясняет Мария Иванова.

Такие сугробы в конце марта в Пинежском округе
Росгидромет ожидает на севере страны (в Арктической зоне РФ) увеличение интенсивности зимних осадков в течение XXI века. При этом скорость роста количества осадков на территории России и особенно в российской Арктике превышает скорость роста количества осадков в среднем по миру.
Важно, что рост осадков в среднем по России будет тем выше, чем больше выбросов парниковых газов произойдет в XXI веке. Мария Иванова рассказывает, что на территории страны ожидается и рост максимальной суточной суммы осадков, особенно на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири — эта величина приводит к росту опасности наводнений.
Представьте, что у вас за один день выпадает, например, то же количество осадков, что раньше выпадало за месяц.
«Если выбросы парниковых газов не будут снижены, в Арктической зоне РФ ожидается увеличение максимальной суммы осадков за один день на 15% в середине ХХI века и на треть — к концу века (по сравнению с периодом 1995–2014 гг.), — сообщает Мария. — Как много региональных чиновников знают об этих прогнозах и готовятся встретить эти осадки — вопрос риторический».
На локальном уровне для эффективной адаптации к более масштабным паводкам необходим комплексный подход. Нужно перестраивать как гидротехнические сооружения, так и сами города, чтобы они могли справиться с большим потоком воды.
«На первом уровне вас защищает, например, достаточная дамба, на втором — в городе предусмотрена ливневая канализация с соответствующей пропускной способностью, а также применяются новые подходы».
Мария Иванова приводит в пример концепцию «города-губки», включающую создание системы водоудерживающих ландшафтов (например, городских водоемов и водопроницаемых покрытий вместо асфальта, который просто не дает воде уходить). При этом все планы мероприятий по адаптации, включая расчеты, должны учитывать самые последние знания о скорости климатического кризиса и его последствиях в конкретных регионах.
К сожалению, сегодня в России эта информация недостаточно учитывается, инфраструктура не модернизируется, а региональные планы адаптации пока разработаны на самом базовом уровне.
Чтобы не становилось хуже, необходима не только адаптация, а в первую очередь, так называемая митигация (смягчение) климатического кризиса, то есть снижение выбросов парниковых газов. Масштаб негативных последствий изменения климата напрямую зависит от количества выбросов парниковых газов, которые человечество добавляет в атмосферу. Поэтому, если не бороться с первопричиной проблемы, климатический кризис будет только усиливаться, и адаптация превратится в бесконечную гонку на выживание. Необходимо принять амбициозные низкоуглеродные стратегии экономического развития как на уровне всей страны, так и регионов. О том, как сегодня идут дела с митигацией в арктических регионах России, «Арктида» писала в недавнем исследовании.
По словам консультанта по правам коренных народов НКО «Арктида» Ланы Пылаевой, с изменением климата многие коренные и локальные сообщества стали отмечать возрастание частоты и интенсивности климатических аномалий: сильные паводки, неожиданные дожди в середине зимы и другие экстремальные погодные явления. По прогнозам климатического моделирования в будущем частота и интенсивность подобных катаклизмов могут еще больше увеличиться.

Потоп в Архангельской области в 2024 году
Лана отмечает, что а этой связи особенно ценными становятся знания и опыт коренных народов, накопленные за многие поколения жизни в тесной взаимосвязи с природой. Эти знания могут быть успешно применены для адаптации к последствиям экстремальных погодных явлений и минимизации их воздействия на сообщества. В частности, известно, что хозяйственная деятельность человека в речных долинах — изменение русел рек, осушение болот и вырубка лесов — нарушает естественный баланс экосистемы и способствует увеличению интенсивности паводков.
«Применение традиционных знаний и восстановление природных зон — восстановление болот и лесов вдоль долин рек — способно снизить негативные последствия климатических изменений и уменьшить риск серьезных наводнений в будущем», — рассказывает Лана Пылаева.