В начале августа дикую северную тайгу изучали эксперты Всемирного фонда дикой природы, сотрудники САФУ и Санкт-Петербургского госуниверситета ветеринарной медицины. Они побывали на юго-западе Беломорско-Кулойского плато, исследовали крупный участок лесов в бассейне реки Мудьюга. Многокилометровые маршруты экспедиция преодолела за две недели.
Чем примечателен этот район? Сейчас в его освоении заинтересованы лесопромышленные и алмазодобывающие компании. Но ученые и природоохранные организации считают, что его нужно оградить от рубок и разработки месторождений, так как флора и фауна этих мест ценнее дохода от хозяйственной деятельности.
— Одним из вариантов сохранения этой территории может стать присвоение статуса Национального лесного наследия страны. Это достаточно новое понятие, механизм его создания появился в России в 2018 году по инициативе природоохранных организаций и закреплен законодательно. Архангельская область может стать первым регионом России, где будет создан объект Национального лесного наследия, — считают в региональном отделении Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Участники экспедиции поделились с 29.RU фотографиями и впечатлениями.
— Основная часть пути проходила по реке Мудьюга на двухместных каркасных байдарках «Таймень-2». Мудьюга — очень красивая река, с изгибами и перекатами, в окружении дремучих лесов и высокотравных лугов. Она берет начало с небольшого лесного озерца, на протяжении 82 километров течет по лесистой и болотистой местности и впадает в Белое море, — рассказывает координатор проектов Архангельского подразделения Баренц-отделения WWF России Андрей Копытов.
По словам Андрея Копытова, вода в Мудьюге и ее притоках темного цвета, потому что основной водосбор происходит с болот. Тем не менее вода в реке чистая, она проходит через фильтр из лесной подстилки и торфа.
— Недаром на нерест сюда приходит семга, которая способна выводить потомство только в чистой воде, — замечает сотрудник WWF.
— Повсеместно в зоне исследований нам встречались следы деятельности бобров. Хатка бобра на первый взгляд похожа на кучу сваленных веток, но на самом деле это очень сложное строение. В хатке может быть одна или несколько комнат, все щели тщательно замазаны глиной и илом, вход располагается под водой. Самого зверька мы увидели только один раз, ведь это ночные животные. Бобры — типичные обитатели этих мест, — говорит Андрей Копытов.
В начале XX века эти животные почти исчезли. Охранные меры помогли восстановить численность бобров.
— В ходе экспедиции мы обследовали обширные природные комплексы, включающие старовозрастные ельники, болота, озера и реки. Они не затрагивались хозяйственной деятельностью человека, поэтому находятся в естественном эволюционном состоянии. Некоторые деревья здесь достигают 250 лет, но при этом лес разновозрастный, много молодых деревьев и подроста. Крупных ветровальных вывалов, очагов усыхания или болезней мы не обнаружили. Это говорит о том, что сформировалась устойчивая экосистема, которая сохраняет биоразнообразие Севера России, способствует стабилизации климата, защищает реки от обмеления и сдерживает наводнения, сохраняет почвы от разрушения, — доцент кафедры биологии, экологии и биотехнологии САФУ Денис Клевцов.
А вы согласны, что эти леса нужно сохранить?