На прошлой неделе в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обсуждали готовящийся к рассмотрению в первом чтении в Госдуме законопроект, позволяющий правительству менять границы особо охраняемых природных территорий. Это, считают представители самих нацпарков, общественных организаций, правозащитники, может существенно повлиять на сохранность территорий, а также усложнить жизнь людям, проживающим на них. Поддерживает эту позицию и необходимость доработать документ директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская. Публикуем ее мнение о том, как подобные изменения могут отразиться на местном населении и какие меры в законодательстве стоило бы закрепить на самом деле.
На протяжении почти 30 лет мы кропотливо выстраиваем диалог с местными жителями, реализовываем множество социальных проектов, привлекаем десятки миллионов рублей на поддержку и развитие гражданских и предпринимательских инициатив, совершенствование инфраструктуры, совместно развиваем устойчивый туризм и по всем этим направлениям достигли значительных результатов. Мы чувствуем поддержку людей и их веру в национальный парк, что красноречиво подтверждают результаты соцопроса, проведённого САФУ имени М. В. Ломоносова в 2019 году: 87,1% жителей Кенозерья не хотят, чтобы их населённые пункты были исключены из границ Парка. Однако в последние годы в условиях меняющегося федерального законодательства вся эта деятельность может быть просто перечёркнута.
Остро стоит вопрос с жилищным строительством в деревнях в границах ООПТ. Эта процедура — неоправданно длительная и сложная. Люди по несколько лет ждут от Минприроды России согласования разрешённого использования земельного участка, согласования уведомления о планируемом строительстве. Ситуация критически обостряется, если земельный участок предоставлен жителям на правах аренды. Древесина, заготовленная для строительства, приходит в негодность. Получатели средств материнского капитала на улучшение жилищных условий не могут оформить право общей долевой собственности членов семьи на земельный участок. Необходимо срочно закрепить в законодательстве возможность предоставления земельных участков гражданам в собственность.
Парк сегодня стал своеобразным буфером между местным населением и государством. Потому что запретами и ограничениями, вторгаясь в и так нелегкую жизнь простых людей, государство навязывает свои представления о сохранении наследия, отторгает наследие от людей. Формируется образ ООПТ как организаций, наносящих урон социально-экономическому развитию регионов. Это приводит к социальной напряжённости, дискредитирует саму идею охраны природы, государство.
При этом молниеносно принимаются законы о вольерной охоте, инициативе о запрете на вылов китообразных было отказано. Почему у простых людей нет таких лоббистов? Но поверьте, люди понимают, почему с завидным упорством предпринимаются активные попытки внесения изменений в ФЗ, связанные с исключением земель из границ ООПТ. И это упорство продиктовано не заботой о местных жителях. Это просто очень дорогая земля, это бизнес, это большие деньги.
Согласны с автором?