Когда Сергей Цыпцын из Архангельска поступал в МГУ, в приёмной комиссии он заявил, что хочет продолжать дело великого земляка. И в каком-то смысле это осуществилось. Ломоносов открыл первый в России университет, а Цыпцын создал одну из лучших в мире образовательных площадок по компьютерной графике. На его конференции CG EVENT выступают те, кто работал над «Притяжением» и «Сталинградом», «Фантастическими тварями» и «Звездными войнами».
Шёл в медицинский — уехал в МГУ
Сергей давно обосновался в Москве. Там сосредоточено всё, что касается его рабочих интересов. В Архангельск приезжает к родителям. Пожалуй, сейчас это единственное, что связывает с его родным городом.
— В детстве мы играли во дворе с Лёвой Таскаевым и его старшим братом Димой — с определённого периода известная фигура в городе. Общался с Мишей Кибиревым — сыном главного архитектора, Виталей Шаховым, Юлькой Пацевич. В основном, дружил с ребятами из шестой школы. Многие давно разъехались, — замечает Сергей.
Его дедушку Сергея Ивановича Кузнецова в своё время знал в городе каждый моряк. В Северном морском пароходстве, которым он руководил 20 лет, его считают чуть ли не легендой. На какое-то время Сергей с родителями уехал в ГДР. Там он проучился три года в начальной школе, после чего семья вернулась в Архангельск.
— Здесь я попал в четвёртую школу. Мы жили на набережной, школа тоже там находилась, — вспоминает Сергей. — Зимой идёшь на занятия — темно, дует ветер в лицо. Приходишь в школу — солнце вроде как встало. Идёшь домой — снова темно, что ж такое? На Красной пристани на переменах катались на льдинах. За что нас очень ругали. Потому что периодически кто-то проваливался под лёд. Потом приходил на уроки, и из него много воды натекало. В общем, четвёртая школа была веселой в 80-х годах.
После школы собирался поступать в Архангельский медицинский институт. Хотел, как отец, ходить в море, но только в качестве врача. Да и учебное заведение в двух шагах от дома. Но в медицинский экзамены были в августе, а вот на мехмат МГУ можно было попробовать в июле. Попробовал, поступил. Было это в 1983 году.
Приехал продолжать дело великого земляка
В советские времена в МГУ кроме экзаменов ещё было «идеологическое собеседование».
— Отсекали психов и неблагонадежных элементов. Спрашивали, зачем поступаешь в МГУ, что тобой движет. Ну и надо было отвечать, что хочешь развивать отечественную науку. Или всегда выигрывал олимпиады по математике, поэтому математика — часть твоей жизни. А я ответил, что приехал продолжать дело великого земляка. Все так напряглись сначала. И уточнили, кто мой земляк. Я говорю: да вот Михаил Васильевич Ломоносов когда-то пришёл в Москву и основал ваш университет. Была пауза, потом все засмеялись. Вопросов больше не было, — рассказывает Сергей. — Я поступил на отделение механики. Диплом и кандидатская диссертация были связаны с поведением упругих конструкций в потоке среды.
Эти самые упругие конструкции Сергею захотелось визуализировать. Пока он учился в аспирантуре, в университете как раз появились первые компьютеры. К 1991 году аспирант Цыпцын понял, как можно из ноликов и единичек получить на выходе изображение. И написал программу, которая пригодилась ему на защите диссертации.
— В реальном времени на экране двигалась конструкция с пружинками и пластинками. Я был первым, кто принёс компьютер на защиту диссертации. Одним из моих оппонентов был доктор наук с физического факультета. А у физфака с мехматом были всегда «контры». Он написал отрицательный отзыв. И мы, прямо как у Даниила Гранина в романе «Иду на грозу», два с половиной часа сражались у доски. Это было 27 декабря, все уже хотели домой, а тут физик и мехматянин бьются за истину. Но апофеозом стало то, что академик Ишлинский, который все это время смотрел на экран монитора, повернулся и сказал: «Вы знаете, вы тут спорили красиво, но вот это мне очень понравилось». Потом было голосование, я получил четыре настоящих чёрных шара, чем был горд — обычно защиты шли гладко и единогласно.
«У таких людей портфолио странное»
После этого Сергей стал работать в институте механики МГУ. Писал «страшные» программы для визуализации данных. Параллельно занимался техподдержкой в компьютерных компаниях.
— Я в компьютерную графику пришёл профессионально в 1996 году. Конечно, не был одним кем-то из «динозавров» в этой сфере. Уже была компания Render Club, которая для телевидения и кино готовила спецэффекты. Делали на компьютерах Silicon Graphics, которые стоили под 60 тысяч долларов, а программное обеспечение — под 30 тысяч. Это сильно сдерживало развитие. Но я пришёл в интересный момент, когда эта эра Silicon Graphics сменилась на эру обычных персональных компьютеров. И в 1998 году программа для компьютерной анимации Maya вышла уже для Windows. Конечно же, на следующий день она была взломана. Но спустя год выяснилось, что главное — это не инструмент, а тот, кто им пользуется. Программа очень сложная, 16 килограммов документации.
На мехмате Сергей научился вникать во всё новое и доносить информацию до окружающих. Поэтому и открыл курсы, где упор делал на изучение той самой программы. Позже выпустил книгу «Понимая Maya», за что Цыпцына назвали официальным «проповедником» этого софта в России.
— Я не художник, я хороший программист в прошлой жизни, технарь по образу мысли. И у таких людей портфолио странное. Я не могу показать ни одной картинки, которую я сделал. Моё главное назначение — учить людей. Программирую до сих пор для себя, чтобы мозг не засыхал. Но сам компьютерную графику я не делаю. Это не моё. Не хватает темперамента подбирать цвет пикселей, — объясняет Сергей. — И курсы были не о том, как сделать летающую торпеду или тонущую ракету. Это было о том, как изучать новый инструмент. Я четыре года подряд проводил мастер-классы в США на выставке SIGGRAPH. Это такая мировая точка сбора для тех, кто занимается компьютерной графикой. Я рассказывал, как рисовать мультипликационных персонажей в 3D. Как пользоваться инструментом, а не «как мы делали шерсть у собаки». Потом меня приглашали с лекциями в разные студии, в том числе в Dream Works.
По словам Сергея, его курсы были достаточно экстремальные — по 60 часов в неделю. Порой засиживались до двух часов ночи. Никого насильно не держал и — просто ученики заражались энтузиазмом учителя. За пять лет Цыпцын обучил полтысячи человек. И многие из них сейчас работают на ключевых позициях в крупных российских и зарубежных студиях.
Филипп Киркоров от компьютерной графики и создатели блокбастеров
Раз в месяц Сергей Цыпцын устраивал семинары. Народу стало приходить всё больше. И в 2006 году всё это трансформировалось в первый CG EVENT — большую конференцию по компьютерной графике.
— Тогда Сергей Невшупов был проездом в России. Он родом из Владивостока, уехал работать в студию Weta Digital. Принимал участие в создании фильма «Кинг Конг». Я предложил ему выступить, и он неожиданно согласился. Вот так собрали первый CG EVENT. Послушать Сергея пришло много народу, плюс мы собрали самых крутых локальных спикеров. И это был большой успех — на конференции было 700 зрителей, — рассказывает Сергей. — Мы встали на ноги, у нас был такой кураж, что мы встречались дважды в год. Не только в Москве, но и в Киеве, Питере, Вильнюсе. Где было интересно, туда и ехали. Компьютерная графика интернациональна, и везде профессиональное сообщество очень интеллигентное. Это одни из самых аполитичных и образованных людей.
В начале декабря 2018 года на 27-й по счёту конференции в Сокольниках было три тысячи человек. Сергей сделал всё, чтобы программа была потрясающей:
— Я смог привезти в Москву Эндрю Крамера. По степени популярности это такой Филипп Киркоров от компьютерной графики. Я не хочу обидеть Эндрю, — шутит Сергей. — Это как Элтон Джон в музыке. На его уроках выросло не одно поколение тех, кто сейчас работает сейчас в рекламе, на телевидении, в кино. Это культовая фигура, хотя ему всего 34 года. И когда я объявил, кто приезжает в Москву, никто не мог поверить. На конференции вокруг него стояла толпа. Брали автографы, фотографировались, задавали вопросы. Приехал Джама Джурабаев — это художник из Lucasfilm, студия находится в Лондоне. Он работал над блокбастерами «Первому игроку приготовиться», «Мир Юрского периода». Зал на 800 мест был до отказа забит. Андрей Савинский из Framestore показывал, как сделана вторая часть «Фантастических тварей». Андрей Зеленин с «Первого канала» рассказывал, как они создавали проморолики с белками и заставку чемпионата мира в Катаре, который ещё будет. Студия Main Road Post, которая сделала «Притяжение», рассказывали о своих гонконгских проектах, о «Вратаре галактики», которые они с Джаником Файзиевым делают сейчас.
На конференции есть секции, связанные с графикой для видеоигр. Но в этой сфере в России всё хорошо, уверен Сергей Цыпцын. Наши разработчики подают свою продукцию за рубеж, выигрывают призы на конкурсах. Важнее обмен опытом в киноиндустрии, где пока не так всё гладко. В первую очередь, из-за небольших бюджетов. В плане «мозгов» в России всё в порядке:
— Компьютерная графика — понятие широкое. Игры, виртуальная реальность, архитектурная визуализация, чего только нет. Самое зрелищное — спецэффекты и анимация для кино. Опыт таких фильмов, как «Притяжение» и «Сталинград», показал, что наша команда Main Road Post из 30 человек может делать спецэффекты на уровне голливудских студий. И когда они выложили свои работы в сеть, то в интернете была огромная дискуссия: пардон, а как эти русские команды из 30 человек делают спецэффекты, которые у нас делают 300 человек и за в разы большие деньги? Бюджет нашего кино и каких-нибудь «Транформеров» — это две разные сущности. Только пять-десять процентов всех денег на фильм могут отдать на графику.
В России ничего настолько масштабного, как CG EVENT, не проводят. В мире есть похожие мероприятия, но своё детище Сергей Цыпцын считает лучшим из них:
— Я это обнаружил три года назад. Жутко возгордился. И с тех пор не наблюдаю ничего подобного именно в том формате и в той степени информативности. У нас до 150 выступлений за два дня. В Штутгарте проходит конференция FMX, с которой мы схожи по духу и по масштабу. На SIGGRAPH в США, куда я езжу, приходят 15 тысяч человек, против наших трёх — это, конечно, больше. Но это выставка, там много панельных докладов, много китайских студентов с бумажными самолётиками. Много странных вещей, которые не относятся к области контента и к образованию.
Вряд ли Архангельск когда-нибудь примет CG EVENT. Здесь не так просто собрать аудиторию, к тому же холодно. Девятимесячная поморская зима и так выматывала Сергея в детстве. Поэтому куда-то севернее Петербурга его сложно затащить. Но с удовольствием выступит в Архангельске, если, конечно, пригласят.
Элла Микушева