Образование мнение «Ищем ниточку и тянем за неё»: логопед из Архангельска о том, как игра помогает особенным детям

«Ищем ниточку и тянем за неё»: логопед из Архангельска о том, как игра помогает особенным детям

О ранней помощи особенным детям рассказывает педагог и логопед Екатерина Каменченко

Занятия в виде игры и мастер-классы в «Другой стороне» проводят и для детей старшего возраста 

С 2018 года Центр реабилитации и социальной адаптации для детей дошкольного возраста «Другая сторона» помогает детям от 1 года до 3 лет с расстройством аутистического спектра и синдромом Дауна. Сейчас такую помощь получают 30 семей Архангельска. При помощи игр педагоги центра развивают у своих подопечных реакции на различные бытовые ситуации, а также помогают понять детей их родителям. О том, почему важно играть с детьми и чем полезно для родителей наблюдать за такими занятиями, в рубрике «Личное мнение» рассказывает коррекционный педагог, логопед центра Екатерина Каменченко.

Наша задача — вытащить детей с РАС на контакт. Тут нужно понимать, что развивать коммуникативную инициативу у ребеночка от 0 до 3 лет очень важно. Заняться этим следует чем раньше, тем лучше.

«Коммуникативная инициатива — это момент, когда ребенок обращается за тем, что ему нужно, сам, его никто не заставляет это делать»

С такими маленькими детьми мы работаем над этим, конечно, через игру. Если мы говорим о ребёнке до года, то ему нужно постучать, побренчать погремушкой, пустить машинку с горки. При этом мы вызываем речевое сопровождение — «би-би», «ай», «поехало». На этом этапе высший результат нашей работы в том, что ребенок учится проявлять инициативу. Если он берет педагога за руку, начинает тоже говорить «би-би», то это уже успех.

Для детей постарше, тех, кому уже ближе к трем годам, подходят сюжетные игры. Мы начинаем кормить куклу, укладывать мишку спать, сопровождая всё это речевым высказыванием, и ждем, когда ребенок обратится к педагогу или родителям, повторит эти же слова.

При этом мы часто применяем сенсорные игры — работаем с сыпучими продуктами: с той же манкой, фасолью. Много работаем с водой. Когда родители детей раннего возраста к нам приходят, они очень удивляются подобному. Они не представляли, что со всем этим можно придумать массу игр, всё это можно делать даже дома.

Обучить близких ребенку людей этому — еще одна важная для нас задача, ведь маме и ребенку предстоит так же взаимодействовать у себя дома.

«Ребёнку нужно узнавать маму, а мама должна уметь его направить, для этого необходимо преодолеть изначальный негатив»

Он появляется от того, что мама не понимает своего ребенка.

Недавно в Архангельске прошла Межрегиональная конференция по ранней помощи. На ней своим опытом делились питерские коллеги. Они особенно советуют включать в этот игровой опыт родителей. Важнее даже пообщаться с ними до всех занятий, чтобы выяснить чёткий запрос. Это помогает ставить короткие цели в работе с детьми, но при этом фиксировать динамику, следуя от цели к цели. Нормотипичный ребенок развивается по определенным линиям: в год такой-то набор слов, в два — фразу соединяет, сам берет ложку. У детей с особенностями эти линии запаздывают или проходят в искаженном варианте: речь не появляются, ребёнок не понимает, что такое ложка, может присутствовать агрессия. Но если мы развиваем ребенка с особенностями, то мы идем к норме. Иногда приходится возвращаться на более раннюю ступень, формировать то, чего до нас не было. Основная роль тут всё равно принадлежит близким — только через них ребенок познает мир.

Родителей надо направлять. Они приходят к неврологу, который говорит об особенностях, о том, что есть задержка психического развития, аутикоподобные черты. У мамы сразу начинается беспокойство, как взаимодействовать с ребенком. Часто к нам приходят со словом «помогите», но мы показываем, что без помощи родителей мы не справимся. Посредниками являются именно они. Мы занимаемся не только игровой деятельностью, но именно у маленького ребенка она основная. Обучение ребенка в таком возрасте без игры в принципе невозможно.

«Так мы ищем потенциал в нем, как ниточку, за которую можно потянуть, а ребёнок пойдет»

Здесь повернулся, здесь педагогу улыбнулся, здесь подражает, значит, за это и цепляемся. «Би-би» — уже не только машинка, но и «больно, обидно». Локализация начинает расширяться, а мама лучше понимает своего ребенка.

Мы проводили анкетирование среди мам, которое подтверждает, что у 80% детей появляется просьба, то есть «дай», «хочу». Взаимодействие появилось вообще с близким окружением. С родных ребенок многое считывает: как мы подаем информацию, так и он её в мир привносит. Мамы отмечают, что круг движений расширился: дети хлопают, топают, двигаются в такт музыке. Появляется много игровых действий: если раньше машинку он просто кидал со стола, то теперь может покатать её и заехать в гараж. Это очень хорошие результаты и положительная динамика.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления