Когда в семье появляется ребенок с особенностями развития, родителям приходится непросто. Такие дети плохо переносят присутствие посторонних людей, часто не социализированы, им тяжелее дается речь и привычные для многих сверстников бытовые навыки, например просьбы или прием пищи. Все эти моменты обостряются, когда приходит время пойти в детский сад.
Садик, в который малыши просятся сами
Так было и у семилетней Нади — второго ребенка в семье Галины. Перед тем как попасть в детский сад центра «Другая сторона», Надя ходила сначала в другой сад. Но там девочке было сложно адаптироваться, и каждый раз всё заканчивалось слезами и стрессом для всех.
— Сюда попали случайно два года назад. Летом группы в нашем саду закрыли, и мы решили походить просто на занятия, попробовать. Наде настолько понравилось, что она просится сюда сама снова и снова. Если раньше мы постоянно сидели дома, то теперь она спокойно остается в саду на целый день, а я могу быть спокойна за то, что ребенку здесь хорошо, — говорит Галина.
За время в саду Надя раскрылась: стала более дисциплинированной, усидчивой. Раньше из-за гиперреактивности учеба у девочки шла плохо. Сейчас педагоги скорректировали это поведение. Надя стала лучше рисовать, у нее появилась тяга к знаниям, она уже учит буквы и готовится в следующем году пойти в школу.
Дети постоянно заняты, окружены заботой и вниманием
Детский садик на базе центра реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона» работает в Архангельске уже четыре года. Здесь занимаются с детьми дошкольного возраста, у которых есть различные особенности развития — РАС, аутизм и другие задержки развития психики. Сад работает при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
— Наш детский сад рассчитан на ребят с особыми потребностями. Вся наша работа построена, чтобы сгладить особенности такого ребенка. Творческие занятия рассчитаны на весь день, в основном они проходят в группе. Дети танцуют, водят хороводы, рисуют, лепят из пластилина, делают разные поделки, которые важны для развития моторики. Также предусмотрен огромный пласт индивидуальных занятий с логопедом и дефектологом, которые работают по потребности ребенка, — объясняет педагог, логопед, АВА-терапист Ирина Дегтярева.
Также в саду дети работают в формате мини-групп по два-три человека. С помощью игры, под руководством педагога, дети взаимодействуют, учатся общаться между собой, узнают, например, про этикет, бытовые навыки — как резать салат, наливать чай, складывать одежду.
Помимо этого, с детьми работает замечательный преподаватель по адаптивной физкультуре, где он заботится не только о физическом, но и об академическом развитии детей — интегрирует в тренировки формы и цвета. Малыши просто обожают эти занятия!
Занятия занятиями, а обед по расписанию
Малыши приходят в сад с 07:30. Завтрак, обед, дневной сон, полдник и ужин — расписание здесь, как в обычном детском саду. Отличие только одно — в перерывах между приемами пищи с детьми постоянно занимаются, их развивают, окружают вниманием и заботой.
— Многие дети с особенностями очень зависимы от четкого расписания. Если должен быть обед — значит обед! Кстати, все дети у нас уже научены и едят вместе, дружно и очень красиво. Насчет дневного сна родители тоже могут быть спокойны. Многие дети с особенностями развития просто физически не могут спать днем, мы это учитываем и понимаем. Если ребенок не спит днем, он может спокойно заниматься тихими играми с педагогом, — считает Ирина Дегтярева.
Садик работает целый день до 18:30. Каждый раз в конце дня воспитатель дает родителям обратную связь — рассказывает, как у ребенка прошел день, чему он научился.
Работа в формате «треугольника»
Не только в садике, но и во всем центре «Другая сторона» работа с семьями, где есть особенный ребенок, строится в формате некоего треугольника. Это значит, что педагог взаимодействует не только с малышом, но и выстраивает отношения с родителями.
— Любая коррекционная помощь не будет эффективной, если педагог не найдет контакт с родителями. Мы должны быть сотрудниками, и каждый своими ресурсами и способами старается работать на то, чтобы раскрыть потенциал ребенка, который есть абсолютно у каждого. Часто родители, приходя к нам, в первую очередь хотят получить поддержку, помощь, принятие их ребенка, и мы помогаем понять и почувствовать, что они не одни. Родителям важно знать, что в садике их ребенок в безопасности, его здесь принимают. Мы помогаем родителям начать замечать даже малейшие успехи. Бывает, проходит занятие, казалось бы, ничего не получилось, но в конце ребенок улыбнулся, сказал «до свидания» или попросил машинку — это уже очень много значит. Обо всем этом мы обязательно рассказываем, — говорит клинический психолог, логопед Екатерина Каменченко.
Помимо этого, в центре регулярно проходят тренинги и мастер-классы для родителей, на которых рассказывают о стадиях принятия диагноза, объясняют, что это не приговор и каждый малыш может вырасти самостоятельным в рамках своих возможностей.
Мама шестилетнего Виктора Евгения рассказывает, что с педагогами центра они сразу нашли общий язык. Сын к ним тоже очень тянется. Мальчик ходит в центр с 2,5 лет, как только поставили диагноз. В последние два года он также посещает садик. За эти годы у Виктора наметился серьезный прогресс в развитии. И все это благодаря совместной работе. В садике мальчик работает с педагогами, а дома с мамой выполняет логопедическую гимнастику, занимается с карточками-пексами по АВА-методике.
— Когда мы пришли в центр, у нас совсем не было речи. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок заговорил. Педагоги начали заниматься с Витей по АВА-методике, ввели альтернативную коммуникацию с помощью карточек-пексов, начали работать над запуском речи. Если раньше сын вообще ничего не просил — если может дотянуться, сам возьмет, а если нет, то и не надо, — то после занятий начал говорить сначала по одному слову, потом научился выстраивать фразы, предложения. Теперь уже может сказать сам «мама, дай конфету» или «включи мультик». Сейчас он ходит на кружок «Скоро в школу», который очень нравится. Хотим, чтобы Витя пошел в обычную школу, будем очень стараться освоить основную программу, — рассказывает мама Евгения.
Сад в формате полного дня позволяет Евгении найти время для младшего братика Виктора, который сейчас подрастает в семье. В это время взрослые могут спокойно работать и даже уделить время себе, чтобы восстановить собственные ресурсы для заботы об особенных малышах.
Буквально в этом году и центр, и детский сад «Другая сторона» переехали и теперь находятся в самом центре города, по адресу: ул. Выучейского, 16, корп. 1. Сейчас в садик набирают детей от 3 до 7 лет, а в ясли-сад могут ходить дети от 1 года.
Педагоги центра «Другая сторона» всегда готовы принять новых детей и помочь им освоить бытовые навыки, развить речь, встать на путь самостоятельности.
Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона»,
Архангельск, ул. Выучейского, 16, корпус 1;
телефон: 8 960 006-04-12;
группа во «ВКонтакте».