Много ли известно о жизни трудных подростков, которые попадают в воспитательную колонию? Например, они учатся танцевать брейк-данс, занимаются пауэрлифтингом и кроссфитом, создают свои музыкальные группы. Вдохновить на всё это и поддержать ребят стараются воспитатели. Один из них — капитан Антон Шушарин. Через творчество он пытается помочь ребятам найти себя в жизни, почувствовать собственную значимость. Историями из жизни ребят Антон вдохновляется сам: он пишет прозу, и в 2019 году повесть «Щенки» — она о воспитанниках колонии для несовершеннолетних — отметили всероссийской премией. Мы поговорили с воспитателем и одновременно писателем о его детской мечте носить погоны, о судьбах трудных подростков и о трех правилах, которыми он пользуется, когда пытается понять каждого из своих подопечных.
«Осознавал, что надо приносить пользу людям»
Наш собеседник мечтал служить родине с детства. Он говорит, что это желание собственным примером привили ему родители: мама — медицинский работник, папа — военный.
— Мужчина должен служить своему государству, защищать граждан этого государства. Я всегда четко осознавал, что надо приносить пользу людям, потому что видел, как мама спасала жизни, а папа исполнял свой воинский долг.
Завершая обучение в школе, Антон готовился поступить в Вологодский институт экономики и права ФСИН России. Все шансы были: серебряная медаль школы, длительная и упорная подготовка. Но не сложилось: в тот год была большая конкуренция.
Запасных вариантов не было, и вопрос с обучением пришлось решать в срочном порядке. В итоге вчерашний школьник стал студентом-социологом в Севмашвтузе.
— Там была военно-морская кафедра. Со второго курса ты поступал на эту кафедру, с тобой заключался контракт, и по окончании института ты шел служить на подводную лодку. Основополагающим для выбора было это. Потом я рассуждал, что социология — наука про общество, а я — гуманитарий. Не знал тогда еще, что это сплошная статистика и математика, — вспоминает Антон Шушарин о том, как начинался путь в профессию.
Казалось бы, дальше всё должно было сложиться — поступление на военную кафедру, а потом и служба по контракту. Но Антона служить не взяли — «из запаса в тот момент не призывали». И теперь уже встал вопрос, куда пойти работать.
— В тот момент меня никуда не брали. В полиции шли реформы, чтобы попасть в МЧС, надо было учиться там или после армии приходить.
«Я просто обходил все государственные службы, где носят погоны, и узнавал, где какие условия»
— И так я пришел в УФСИН: со спецификой этой я был знаком, раз собирался поступать в ведомственный вуз. В 2011 году начал служить начальником отряда в ИК-1.
Потом были попытки уйти из системы УФСИН в полицию — звали работать в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних. — Прим. ред.). Там не сложилось, и еще три года Антон Шушарин работал во вневедомственной охране Министерства обороны. Пока не позвали в воспитательную колонию.
Три правила, как стать воспитаннику опорой
Антон Шушарин рассказывает, что его дело — стать для ребят из отряда опорой. Показывать пример порой приходится даже в самом бытовом: как помыть полы. Наш герой отмечает, что дети из благополучных семей к ним практически не попадают — родители ими занимаются, ищут и развивают таланты. В колонии же ребята в большинстве своем не знали, что такое любящая мать или достойный пример отца. В каком-то смысле роль родителей берут на себя воспитатели.
За время работы Антон выработал для себя несколько главных правил работы с подростками.
Первое, что нужно делать, когда налаживаешь контакт с воспитанниками, считает Антон, — начать с ними разговаривать.
— Я спрашивал: «Почему ты в первый раз украл конфетку в магазине?» Получалось, не из-за голода, а от злости, обиды. Я пришел к простому выводу, что подростка в основном толкает на преступление отсутствие внимания со стороны родителей. Когда ребенок рождается, он ведь не плохой. Родители закладывают те качества, которые на нем потом отразятся. Если ты ребенка бьешь, повышаешь на него голос, унижаешь, то будь готов: он подрастет, возьмет арматуру или бутылку и начнет мстить всему вокруг. Окружающий мир маленького ребенка — это его родители. Но потом мир становится шире, а восприятие его не меняется.
Второе правило старшего воспитателя Антона Шушарина — заслужить уважение подростка. Достигается это личным примером:
— Если мы занимаемся спортом, я показываю, сколько раз надо подтянуться. То есть сначала подтягиваюсь я сам, а потом спрашиваю это же с подростка. Если я говорю, что надо писать правильно, то я и сам пишу правильно.
«Они видят, что мои слова никогда не расходятся с делом»
Еще одно правило — помочь воспитанникам превратиться в молодых мужчин, которые ответственны за свои поступки.
— Люди, которые сидят здесь полтора–два года, совершенно меняются: ничего не остается от тех малолетних преступников. Мы учим смотреть в глаза своему страху, уметь отвечать за свои слова и поступки, брать на себя ответственность за других. Три эти составляющие лежат в основе мужского характера. Если ты научил подростка этому, в дальнейшем не важно, будет он генеральным директором или водителем автобуса. У него будет достойная семья, довольная жена, счастливые дети.
Чтобы увидеть реальные изменения, сотрудники колонии, говорит наш собеседник, должны погрузиться в процесс полностью.
Кто-то из ребят занимается спортом, другие увлечены брейк-дансом, третьи — учатся играть на гитаре, барабанах, занимаются вокалом. Помочь разобраться в тонкостях увлечения каждого должен воспитатель, поэтому смотреть дома уроки брейк-данса на ютьюбе — тоже часть воспитательной работы. Особенно это актуально сейчас: в период пандемии вывозить воспитанников на мероприятия или устраивать мастер-классы в самой колонии нельзя.
— Наша колония — это целый мир, в котором сотрудники непрерывно общаются с воспитанниками. Это не рутина, а единый учебно-воспитательный процесс, когда мы делаем из разгильдяев мужчин.
Воспитанники, рассказывает Антон Шушарин, приходят на дни открытых дверей в колонию, рассказывают о своих успехах:
— Один из освободившихся уже записал свою песню, поступил в театральный институт. Другой сдает сейчас на права. Третий учится игре на гитаре: за урок платит 1500 рублей, но не бросает.
Есть, конечно, и те, на кого повлиять не получается: кто-то возвращается в колонию вновь. Такой исход воспитатель воспринимает почти как личное поражение, комментирует Антон:
— Кто-то возвращается обратно, потому что это просто. В современной колонии очень просто отбывать наказание: это тоже какой-то вид конформизма. Здесь о тебе заботятся, кормят, трудоустраивают, оберегают от всяких соблазнов. Неплохо. У нас в колониях современной России неплохо, кто бы что ни говорил. Многие потом не могут приспособиться, что на воле они никому не нужны. И если кто-то из наших бывших воспитанников снова попал в колонию, то это мое поражение. Это значит, что я не смог повлиять на него.
«Женщина стремительно родила в скорой. Кому об этом рассказать?»
В 2019 году Антон Шушарин получил литературную премию. В то немногое свободное от работы время он пишет прозу. Писать подталкивают в том числе и профессиональные будни. Премию имени Виктора Астафьева ему присудили за повесть «Щенки». Она как раз о трудных подростках, попадающих в воспитательную колонию.
Тяга к слову, вспоминает Антон, обнаружилась внезапно: в школьные годы с сочинениями было более чем скромно. Но в студенчестве он начал подрабатывать санитаром выездных бригад на скорой помощи. Увиденное на сменах просилось на бумагу: о таком друзьям и знакомым вроде и не расскажешь.
— Изначально устроился санитаром линейных бригад, потом поработал и в интенсивной терапии, были и психи, и трупы. Непростая работа, но интересная. Если бы я больше о ней знал заранее, может быть, подготовился бы в медицинский вуз. Я выходил на смены и наблюдал: там кто-то плачет, тут бабушке становится хуже, вы ее сорок минут откачиваете, а она умерла всё равно. Или вот в машине женщина стремительно родила — не довезли до роддома. Кому об этом расскажешь-то? Я сел и набрал свои впечатления в «Ворде».
Антон говорит, что показал получившийся текст — это был скорее дневник — своим знакомым. А они, в свою очередь, — архангельскому писателю, редактору журнала «Двина» Михаилу Попову. Он позвонил Антону и предложил встретиться, поработать над текстом:
— Он мне не сказал, что всё плохо. Я бы, наверное, не стал ничего переделывать. Но Михаил Константинович предложил довести эту вещь до ума: заметил, что я могу что-то сказать, но не знаю, как это облечь в литературную форму.
Со временем появилась первая книга Антона Шушарина — сборник рассказов «Ангелы в ночи», а Михаил Попов стал для него своеобразным крестным отцом в литературе.
— Мне стало интересно, как из ничего, только лишь из идеи, получается текст. Это же тоже рождение какое-то, а еще зарядка для ума, возможность потешить свое самолюбие и сказать другим людям о чем-то.
В литературной сфере Архангельска об Антоне Шушарине говорят как о молодом прозаике, члене Союза писателей, но сам он себя так не определяет, шутит, что и творческое наследие оставит совсем небольшое:
— У меня есть определенная необходимость свои мысли выкладывать на бумагу — таким образом систематизировать их. Но чтобы назвать себя писателем… Я начальник отряда, служу в уголовно-исправительной системе.
«Но если у человека есть возможность в литературную форму облечь свой опыт, то он имеет на это право»
Из желания проанализировать свой опыт работы в колонии у Антона Шушарина родилась повесть «Щенки». Автор говорит, что хотел донести мысль, которую повторяет часто и в жизни, — о ребенке, который не виноват в своих преступлениях:
— Родители, присмотритесь к своим детям: хватает ли вашему ребенку внимания и заботы?
Вместе с воспитанниками Антон тоже читает — в кружке «Тихая комната». Среди авторов, которых здесь выбирают для прочтения и обсуждения: Джек Лондон, Виктор Астафьев, Евгений Коковин, Варлам Шаламов, Иван Бунин, Александр Куприн. Свое ребятам Антон читал лишь однажды — это были «Ангелы в ночи».
Группа из колонии, «это же почти как "Ласковый май"»
Когда интервью подходит к концу, Антон Шушарин зовет нас побывать на репетиции.Несколько воспитанников объединились в группу под названием «Будем жить!» и готовятся к выступлениям. Кажется, мысль о музыкантах из колонии и самого Антона вдохновляет:
— Разве не интересно узнать, что на сцене будет выступать группа из воспитательной колонии? Это же почти как «Ласковый май». Будем дарить свое творчество массам.
Во времена пандемии о выездных концертах говорить не приходится, но ребята все равно готовят репертуар — обкатывают на праздниках в колонии. Из инструментов у них барабанная установка, бас и электрогитара. Всё из запасов самого Антона: в студенчестве он и музыкой занимался. Теперь увлечь этим пытается воспитанников:
— Я хочу, чтобы у них была мечта. Вот читаем мы Джека Лондона, видим сильные мужские характеры: герои произведений совершают такие поступки, которые обычный человек не делает. Я хочу подарить им мечту о приключениях, путешествиях, музыке, достижениях в спорте. К нам приходят запутавшиеся ребята, и мы с ними вместе садимся и разбираемся: «Для чего ты в этом мире нужен?» Они — подростки, которых закрыли сначала в СИЗО, в клетке, а потом отправили в колонию. У них одинаковые одежда, стрижки, вокруг одинаковые сотрудники в форме. А ребятам по 15 лет, нет никакого жизненного опыта. В этих условиях нужно дать человеку понять, что он важен, уникален, нужен. Вдруг из стен нашей колнии выйдет великий музыкант? Приятно думать, что я могу принять в этом участие.