RU29
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Архангельске

Погода

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

южн.

760мм 55%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Образование репортаж «Учеников всё меньше»: северянин временно стал директором в родной школе, но развивает ее уже 7 лет

«Учеников всё меньше»: северянин временно стал директором в родной школе, но развивает ее уже 7 лет

Он рассказал, как пытается держать на плаву школу в районе, где пустеют деревни

Так выглядит школа в поселке Самково Плесецкого района. Она совсем не похожа на городскую

Городской житель не сразу бы узнал в уютном деревянном домике на фото выше школу. Большие окна, бирюзовые стены. Разве что красивые буквы «Добро пожаловать!» — некая подсказка. Находится эта яркая школа в поселке Самково Плесецкого района, где живет меньше тысячи человек, а руководит ей Павел Пономарев: когда-то он и сам тут учился. Прошли годы, он получил образование в Архангельске, но вернулся сюда из города — работать в родной школе, которую помнит ребенком. Мы спросили директора, почему он остался здесь, сложно ли добиться поддержки власти вдали от областного центра и еще раз убедились, как много зависит от личных усилий любого руководителя. Задача сложнейшая: развивать школу в районе, где пустеют деревни, а учеников из года в год всё меньше.

«Что временно — то постоянно»

Школе в поселке Самково в 2021 году будет 64 года, но выглядит она, конечно, моложе — всё дело в содержании. Прогуливаясь вокруг, мы заметили, что уже сейчас, в июне, здание готовят к новому учебному году — вовсю идет покраска фасада.

Работниц камера не смущает, они увлечены трудом

Спрашиваем Павла Пономарева, как судьба привела его в родной поселок и более того — в стены своей школы.

— Я родился в поселке. После школы закончил институт в Архангельске. Вернулся обратно и временно, на один год, устроился учителем информатики. А что временно — то постоянно, — улыбается он.

Когда-то он сидел тут за партой так же — еще как ученик

В Самково приезжают на уроки дети из разных населенных пунктов. Ближайшие школы — в селе Конево, это 40 км отсюда, и в Вершинино — 35 км. А эта школа стоит примерно посередине и принимает учеников из деревни Рудниковской, Корякино, Измайловской, Ивановской, Першлахта, и с таким же названием, как поселок, — Самково. У школы есть специализированный транспорт, детский автобус на 22 места. Он забирает ребят утром с остановки в их населенном пункте и привозит обратно после уроков.

Раньше в поселке был интернат для детей из удаленных деревень и поселков. Однако сегодня тут дети вдали от мам и пап не живут: оказывается, острой необходимость в этом сегодня нет, хотя возможность расположить тут ребят осталась. Например, ученики из деревни Першлахата — это далеко от поселка, — жили тут раньше с понедельника по пятницу, потому что не было возможности ездить каждый день.

«Сегодня интернат пустует в том числе и потому, что пустуют сами деревни, где раньше детей было больше»

Про Самково: «90-е сделали свое дело»

Местные помнят, что тут было несколько образовательных объектов: по отдельности начальная, средняя и старшая школы. А теперь учащихся объединили, и никто не знает, что будет со зданиями.

— Когда школа строилась, всё шло на перспективу. Поселок был лесопунктом Приозёрного леспромхоза. Он развивался, рабочие места, было население. В поселке жило более 1000 человек, не считая близлежащие населенные пункты. 90-е сделали свое дело: лесопункт прекратил свое существование, а это было, так скажем, градообразующее предприятие, местные потеряли работу, появился большой отток населения, соответственно, и учащихся стало меньше, — объясняет Павел.

Когда еще он сам оканчивал школу в 2002 году, учеников было более 200 человек, а сейчас — 78. И эти «более 200 человек» были ученики из деревни Самково, поселка Самково и деревни Першлахта. В Корякино была своя школа, а сейчас все ближайшие деревни объединяются.

— Содержание трех зданий для 78 учеников при проектной наполняемости только одного 250 человек — нецелесообразно и даже нелогично. Со зданием, которое закрыто, ничего хорошего не будет… Вместо трех зданий мы занимаем теперь два — одно под 1–4-е классы, столовую и музей, второе под обучение 5–11-х классов, спортзал, актовый зал, библиотеку. Закрытый корпус в дальнейшем может использоваться как склад. Если ситуация с населением будет ухудшаться, наверное, вообще останемся в одном здании...

Раньше тут было больше учеников, и этому есть объяснение

Зарплаты учителей выше, чем в городе


Конечно, одна из главных проблем сегодня для любого района — привлечь кадры, в том числе в сферу образования. Школа в Самково с проблемой справляется, есть тут и молодые учителя.

— У нас из 14 педагогов 4 человека до 35 лет, — объясняет Павел. — Есть педагог, который работает один год, она окончила колледж в Архангельске. Два педагога окончили колледж в Каргополе: один работает шестой год, второй работает три года. Есть и наша выпускница, которая учится заочно.

Иногда учителя берут на себя никак не связанные предметы, чтобы добить часы по нагрузке или прикрыть остутствие специалистов.

— С точки зрения качества образования, возможно, это не совсем правильно, но с точки зрения обеспечения учителя работой, считаю, логично. Например, учитель географии наберет недельную нагрузку в 12 часов. Но, имея педагогическое образование, он может взять другую дисциплину и получить дополнительные часы. Или филолог: он учитель русского и литературы, но нагрузка небольшая, при этом у нас есть в школе второй иностранный язык — немецкий, если человек изучал его в колледже, почему бы не вести его?

Преподаватель, который ведет тут технологию, музыку, изо, ОБЖ, прошел переподготовку и ведет физику.

— Большинство учителей — местные. Двое из соседнего Каргопольского района, тоже деревенские. Приходят те люди после жизни в городе, которые понимают, что им комфортнее будет здесь, в том числе и в материальном плане. Также отношения учеников, учителей, родителей в городе, как они считают, сложнее, чем в деревне. Сюда идут те, кто видит, что здесь работать проще, интереснее и выгоднее. Если молодой специалист окончил соответствующее учебное заведение и устроился на работу, он получает выплату в размере 100 000 рублей, при этом он должен отработать минимум 3 года в школе. Также молодым специалистам идет надбавка 30% к окладу на протяжении опять же трех лет работы. Всем педагогам полностью оплачиваются коммунальные расходы: электричество, тепло, если есть, еще и вода.

«С учетом всех бонусов получается, что зарплаты выше, чем в городе, сравнивать не могу, но по математическим подсчетам всё именно так»

Любопытно, что приезжают в родную школу по примеру Павла и другие выпускники

Как такового жилья, закрепленного за школой, для учителей нет, но есть отток населения и пустующие места для жилья. При желании, как объясняет Павел, их можно занимать по договору социального найма. Переживать об оплате коммунальных расходов, как уже упоминалось, не нужно, всё оплачивается. Те, кто здесь остался работать, имеют свое жилье — либо построили дом, либо квадратные метры достались от родственников, либо со времен, когда о своих рабочих еще заботился лесопункт.

Как заманить в область молодежь?


— У меня получилось так: написал заявку в Каргопольский колледж, что нам нужен учитель начальных классов. Я знаю, что там тоже учатся в основном ребята с области, думал, может, кто-то клюнет, — говорит нам Павел. — Так у нас появился Олег Степанович, приехал, всё посмотрел, ему понравилось, через год привез сюда же семью. Может, сыграл роль и личный пример — я тоже местный, вернулся обратно.

Кадрового голода нет, разве что в ближайшем будущем может понадобиться математик. Нагрузка у работников немаленькая: бывает и 30–32 учебных часа в неделю, но они справляются, — классы небольшие.

Тут получают знания дети их разных деревень, добираются в Самково на автобусе

Про выпускников: «Гордимся всеми, все молодцы»

В этом году тут девять выпускников девятого класса и шесть одиннадцатиклассников.

— Для деревни это нормально. Бывало и четыре выпусника, в прошлом году был один выпускник 11-го класса. В следующем году — пятеро. Был один случай 2 года назад, когда девушка поступила в 10-й класс, решила, что сможет освоить программу двух лет за один год и воспользоваться правом, предусмотренным законом. Девушка благополучно закончила школу и учится в САФУ. Было страшновато, — улыбается Павел, — вдруг делаем что-то не то? Может, зря выделяемся на фоне других! Советовались не только с управлением образования, но и напрямую с областным министерством. Для них данный случай тоже необычный. На тот год по области было два таких человека, один из них — наша учащаяся. На учителей упала дополнительная нагрузка, но и сама девочка взяла на себя большую ответственность и занятость. Родители тоже рисковали. Подготовка дома была в два, если не в три раза больше. Значительная часть тем по предметам выводилась на самостоятельное изучение, это была большая заслуга ученицы.

Это со стороны школа сельская, а по факту это образовательная крепость — тут рискнули взять на себя редчайший эксперимент обучения экстерном, и всё удалось

Что касается ЕГЭ, то Павел остается при мнении, что человек в девятом и порой даже в десятом классе, как правило, не может точно определиться, что он будет сдавать и кем хочет стать. Окончательный выбор ЕГЭ происходит ближе к середине 11-го класса.

— Подготовка... Конечно, в первую очередь это уроки и самостоятельные работы, плюс мы проводим индивидуальные занятия по выбранному предмету бесплатно. В городе это, наверное, называется репетиторством, причем за стенами школы и на платной основе. Сдают экзамен в Вершинино. Если честно, я не поддерживаю это. Ранний подъем, стресс для учащихся. Все ждут выхода последнего ученика и только потом уезжают обратно домой. Времени много уходит только на дорогу. К тому же ЕГЭ по информатике в этом году у нас сдает один выпускник.

«Ученику придется ехать на ЕГЭ в Плесецк, а это 140 км от нас. Школьный автобус едет 60 км/ч, выезжать будем в 5–6 утра»

— Получается, что экзамен будто не для учеников, а для соблюдения странных формальностей. Почему бы не применить практику сдачи итогового собеседования, сочинения, контрольных работ в 9-м классе в 2021 году для сдачи экзаменов в своих школах, при необходимости усилив общественное и видеонаблюдение? — задается вопросом наш собеседник, который при этом уверен, что результаты экзамена во многом зависят от собственного желания учеников и их стимулов. Если у ученика стоит цель — он будет цепляться за любую возможность.

В этом году, как он говорит, результаты не очень высокие. ЕГЭ по русскому языку сдали похуже, чем в прошлые годы. При этом обычно его сдают неплохо, были и 90+. Средний балл по русскому языку обычно 60–70. ОГЭ в среднем — 3,5 по математике и 4 по русскому языку.

Большинство выпускников уехали в близкие города по типу Северодвинска или Архангельска. Кто-то поступил в Санкт-Петербург, Калининград, Москву, Ярославль.

— Кто ставит себе цель — добивается, чего хочет. Гордимся всеми, все молодцы. У нас есть выпускники, которые окончили школу с отличием, последняя медаль была два года назад. Также выпускники, со школы увлеченные волейболом, — сейчас, будучи уже семейными и рабочими людьми, продолжают им заниматься. Ездят на соревнования, играют за район или область — причем команда именно Самковская.

Павел говорит, что при школе есть садик, и с каждым годом детей дошкольного возраста, как и школьников, всё меньше, и меньше. Конечно, это не может вдохновлять, но есть ощущение, что вопреки всему школа живет даже активнее, чем раньше.

— Уже два года практикуем туристическое направление. Педагог сам любит новшества, генерирует идеи, у него неординарное мышление. Разнообразить нашу жизнь никогда не будет лишним. Трудно завлекать детей в кружок: у них нет четкого понимания, зачем. Стараемся делать интересно и безопасно. Приобрели навигатор, туристское оборудование, чтобы ребята могли тренироваться, ориентироваться на местности, выстраивать путь. Есть элементы спортивной направленности, например, переправа через ручей, конечно, соблюдая все меры безопасности, со всем необходимым оборудованием.

«Показываем ребятам нашу местность, ее особенности, природу, а то иногда мы как Иваны, не помнящие родства, живем в поселке, а не знаем, что вокруг»

В школе есть волейбольные секции, работает тренажерка, а так выглядит спортивный зал

Есть художественный кружок для тех, кто помладше. Лепка, рисование, творческие занятия и разбор техники.

— Живем в деревне, есть много подручных вещей. Можно собрать что угодно своими руками, ту же необычную повозку или велосипед. Второй год практикуем кружок по изготовлению мебели своими руками.

Все материалы, оборудование и средства для проведения уроков имеются, если нет, то приобретаются. Библиотека есть, хоть и небольшая.

Про ремонты: «Здание не молодое и требует внимания»


В этом году тут установили восемь стеклопакетов, а окна, стоит заметить, тут немаленькие. Отремонтировали три учебных кабинета: подшили потолки, поменяли освещение. Ремонтируют пол по коридору, делают косметический ремонт внешних стен школы — Павел говорит, что это важно, поскольку внешний вид влияет на восприятие школы и отношение к ней у населения в целом. Постоянно есть что подлатать, подкрасить, починить.

— Здание не молодое и требует внимания. Насколько возможно, мы всё делаем. Например, в 2018 году попали в программу развития спорта, сделали капитальный ремонт спортивного зала — замена и утепление полов, окон, освещения, подруб стен, ремонт раздевалок. В последние лет пять мы не жалуемся на холод. Ремонтируем полы, потолки, постепенно меняем окна, так что в школе становится всё лучше. Отопление подается от централизованной котельной сторонней организации, которая выполняет свои обязательства по даче тепла.

С материальными условиями всё отлично. Проблема с водоснабжением.

— Воду носим из ручья. Из-за этого нам уже три года не разрешают открывать оздоровительный лагерь на базе школы. Без помощи вышестоящих организаций нам не обойтись, нужно скважину лицензировать, проверять воду и многое другое, — огорчен директор.

Поддерживают ли власти школу? Павел отвечает, что информация по проблемам передается, — «не моментально, но решается».

— Благодаря управлению образования мы и попали в программу, по которой сделали ремонт в спортивном зале. В 2020 у нас появился новый автобус. Если есть какие-то программы или проекты, нам помогают в них участвовать. А материалы для текущего ремонта мы приобрели за счет сэкономленных средств местного бюджета 2020 года. Мы выполнили все обязательства по выплате зарплаты, по расчетам за теплоснабжение и электроснабжение. Средства остались, разрешено потратить их на покупку расходных материалов.

Бюджет сэкономили — значит, можно школу преобразить

Удаленка в деревнях прошла тяжело — без интернета


В сентябре 2020-го в школу провели интернет по программе подключения социальных объектов от «Ростелекома». Теперь тут оптоволоконная связь, интернет для сельской местности шикарный — 50 Мбит/с. Дети могут смотреть онлайн-уроки и трансляции.

С началом пандемии, когда интернет понадобился не только в школе, но и в доме каждого ребенка, чтобы работать удаленно, было много сложностей. Ученики живут в деревнях далеко от Самково, там порой даже мобильная связь не всегда ловит, что уж говорить про интернет.

— Когда на нас обрушилась пандемия, конечно, была паника, все были в шоке, — говорит Павел. — Видеоуроки нам было просто нереально провести по деревням. Связь там ловится в определенных точках, плюс пропускная способность практически нулевая, разве что какие-то чаты в том же ВК, WhatsApp, Viber. Для приезжих учеников удаленка прошла тяжело. Для учителей — нервы.

«Были случаи на удаленке, когда приходилось брать бумажные материалы, садиться в машину и отвозить ребятам по деревням. Нет интернета»

При этом тех, у кого интернет есть, удаленка научила решать всё дистанционно, общение между учениками и учителями чаще стали вести через чаты, соцсети. Когда ребенок по состоянию здоровья остается дома, и речь даже не о коронавирусе, теперь есть опробованный формат работы.

Официально подтвержденных случаев коронавируса у учителей или ребят тут не было, но Павел говорит, что сам незаметно для себя переболел, есть антитела.

— Не исключено, что кто-то мог переболеть, но явных признаков не было выявлено, болезнь, возможно, прошла в легкой форме.

«Ребята, нужно наколоть дрова». А они: «Без проблем»

Павел Пономарев жил в городе и даже проходил практику в городской школе. Мы спросили у него, а чувствуется ли какая-то разница в менталитете между городскими и сельскими учениками.

— На практике я должен был провести урок информатики в Архангельске. Честно, как-то боялся идти к городским детям. В процессе понял, что бояться не нужно — это такие же дети. И разные люди могут быть, как в деревнях, так и в городах. Однако мне кажется, что кругозор у городских детей шире, они на различные вопросы быстрее дают ответы. Веселья ради или нет, но городской ученик чаще вступает в дискуссию с учителем, активнее в процессе обучения, а сельские ребята не так уверены и открыты, кто-то стесняется отвечать, у кого-то нет опыта публичных выступлений, кто-то ограничен в материальных возможностях и за все 11 лет никуда не ездил. А в городе много всего, экскурсии, музеи, есть возможность куда-то сходить. Городские быстрее схватывают новое, в том числе в техническом прогрессе, а к нам же это приходит позже.

При этом директор говорит, что сельские дети — открытые, бескорыстные, добрые.

— В нашей столовой есть печка для приготовления пищи, печка для нагрева воды техническому персоналу, а для этого, конечно, нужны дрова, которые мы приобретаем, но их нужно потом колоть. Когда мы говорим: «Ребята, нужно наколоть дрова», они отвечают: «Без проблем, пошли». И мы идем все вместе. Не знаю, может, в городе тоже так бы отреагировали, просто там нет такой нужды, но я ценю такое неравнодушие. Да, городские, может, и быстрее приспосабливаются ко всем переменам жизни. Но наши — надежные, отчасти наивные, что и плюс, и минус, — но они и не испорчены, они настоящие.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления