Ася Фомина — выпускница из Архангельска с особенным опытом, который не все рискнут повторить. И школьники, и родители, да и учителя к такому не привыкли: когда ученик не приходит на уроки и отчасти предоставлен сам себе. Еще в 9-м классе Ася поняла, что график, формат и эффективность учебы ее не устраивают, приняла решение перейти на домашнее обучение. В этом году она окончила школу, в которой уже давно — редкий гость. Ася рассказала, почему перестала заниматься с классом, как это вообще организовать и что она сдавала вместо ЕГЭ.
«С 9-го по 11-й класс учат одному и тому же»
Ася Фомина — активная защитница экологии, о рисках для природы думала еще в детском садике, а осознала свою роль в этом в 2018 году, сейчас она координаторка молодежного движения «42». Также время от времени помогает другим экологическим организациям, например Российскому социально-экологическому союзу.
С 1-го класса Ася Фомина училась в 27-й школе, потом перешла в эколого-биологический лицей и проучилась там около трех лет, как говорит сама, уклона на экологию там почти нет: «Учителя без воодушевления слушали все мои рассказы про климатический кризис, раздельный сбор и промышленные загрязнения». Завершила обучение юная архангелогородка уже дома — в 10-м и 11-м классе в школу не ходила, и этому есть объяснение:
— На мой взгляд, бессмысленно тратить около десяти часов ежедневно на уроки, которые тебе ничего не приносят. К 9-му классу я поняла, что хожу в лицей, только чтобы поговорить с одноклассниками, потому что программу, которую дают школьникам, растягивают безмерно, и с 9-го по 11-й класс учат одному и тому же.
«И это страшно: тысячи молодых людей убивают свое время и энергию постоянными контрольными и подготовками к ЕГЭ»
Уже в 8–9-м классе ей хотелось быть активнее, чем позволял школьный режим:
— Однако уже тогда я ездила на олимпиады, работала, занималась активизмом, читала и общалась с людьми. Я делала то, что мне нравится, и то, что определяет меня сейчас. Экзистенциальные мысли были причиной для перехода на домашнее обучение. Толчком в реальности к этому была гомофобная выходка лицейской учительницы по литературе. Тогда я поняла, что больше невозможно это терпеть.
Мы спросили у Аси, что это была за «выходка». Оказывается, с этим связана одна история.
— В 10-м классе на уроке русского языка мы тренировались в написании резюме. Один из вопросов был про семейное положение, и я тогда заявила о своей позиции, что каждый имеет право вступать в брак, с кем хочет. Как «любимицу» учительница попросила меня зачитать домашнее задание, и когда я дошла до графы с семейным положением, она попросила меня остановиться. Она говорила что-то по типу: «Что ты такое написала? Это неправильно! Мужчина может быть только с женщиной и женщина — с мужчиной!» И так далее. После этой ситуации она демонстративно перед классом говорила мне всякую ерунду, ставила мне двойки за стихи и заставляла вытирать доску после уроков. Кажется, что в этом нет ничего такого.
«Однако для меня неприемлема мысль, что учительница литературы может быть гомофобной, — это оксюморон»
— Поэтому хоть мне и хотелось разозлить ее в ответ, но я решила не тратить свои ресурсы на это и просто ушла из лицея.
Когда Ася уходила, одна учительница сказала ей, что глупо уходить на домашнее обучение человеку, который так хорошо учится, — побеждает в олимпиадах и имеет другие успехи:
— Говорила, что так я сломаю свое будущее и не поступлю в институт.
Проблем с оценками не было
Иногда ученики не хотят ходить в школу, если есть проблемы с успеваемостью, — это не про опыт Аси. В школе № 27 она училась хорошо, пятерок было даже больше, чем четверок. В лицее программа стала сложнее, но уже тогда, как говорит наша собеседница, она «не была заинтересована в зубрежке».
— Вместо этого я занималась своими делами. В принципе, если бы у меня не было никаких увлечений в жизни, я могла бы быть отличницей и закончить лицей с золотой медалью, но с учетом собственных интересов я окончила школу с обычным аттестатом хорошиста, — говорит Ася.
Вместо ЕГЭ она сдавала ГВЭ — упрощенную форму экзамена для тех, кто не поступает в вуз и просто хочет получить аттестат. Сдала математику и русский на 4.
Реакция родителей
Когда Ася решила перейти на домашнюю форму обучения, она честно рассказала родителям почему.
— Они согласились и помогли решить все вопросы с документами. По большей части мне разрешили перейти, потому что я и так почти не ходила в школу. Могла неделями не приходить на уроки, и это было замечательно.
«Мама и раньше часто разрешала мне прогуливать школу, так как знала, что я буду заниматься чем-то полезным в это время»
Как всё устроено на дому
Ася отметила, что окружающие приняли ее решение положительно, а одноклассники интересовались, как перейти на домашнее обучение, она объяснила суть и нам:
— Переход занял около двух недель, из формальностей — пара бумаг. Только если вы учитесь в лицее или гимназии, лучше уйти оттуда в школу по месту жительства и там оформляться на домашнее обучение. Если останетесь в лицее, учителя нарочно будут усложнять аттестации, а значит, придется больше тратить времени на подготовку к ним.
Интересуемся, как выстраивается сам процесс на дому. Нужно ли, как всем, сдавать экзамены? Кто контролирует тебя? И как распределяется время.
— Вы сдаете только полугодовые аттестации по всем предметам: приходите раз в полгода, выбираете даты для сдачи аттестации и потом просто пишете контрольные работы. Больше от вас никому и ничего не нужно. Система оценивания контрольных работ была пятибалльная и не отличалась от других учеников образовательного учреждения. В конце 11-го класса я, как и все, сдала экзамен, но не ЕГЭ, а ГВИ — упрощенные экзамены для тех, кто не поступает в вуз. Сдавать их было суперлегко, я не волновалась и не готовилась.
Конечно, Ася готова долго описывать плюсы домашнего обучения. Утром не нужно куда-то вставать и ехать. Не нужно делать домашние работы. «Не нужно стрессовать из-за всяких глупостей», как говорит Ася:
«Школа полностью исчезает из твоей жизни, и появляется огромное количество свободного времени, его можно инвестировать в работу или занятие по духу»
— А если вы планируете сдавать ЕГЭ, то к нему можно лучше подготовиться, потому что не будет ежедневных учебных нагрузок. У меня была та же самая программа, что и у обычных ребят. Взаимодействовала с ней я за два дня до аттестации по предмету, чтобы сократить до минимума время, уходящее на школьное обучение. В итоге я училась только два месяца в году — когда нужно было сдавать полугодовую аттестацию по всем предметам, — говорит выпускница. — Всем, кто планирует перейти на домашнее обучение, я бы посоветовала просто решиться. Не нужно бояться, потому что всегда можно вернуться на обычную форму обучения, если такой формат вам не подходит.
А что теперь? На этот наш вопрос Ася рушит на раз стереотипы и популярные ценности:
— Я никуда не буду поступать, потому что считаю, что высшее образование нужно только для получения глубоких знаний и занятия наукой. До 23–25 лет я не вижу в этом смысла. Пока тебе 18, нужно просто жить и работать.