Образование интервью Земский философ. Молодой учитель выбрал работу в районе Поморья — он рассуждает о плюсах и минусах

Земский философ. Молодой учитель выбрал работу в районе Поморья — он рассуждает о плюсах и минусах

Алексей Русанов рассказывает про изнанку профессии. Что в ней сложного, а что мотивирует оставаться?

Алексей Русанов третий год работает в школе — доверие детей он уже заслужил

Алексей Русанов — молодой учитель истории и обществознания в поселке Шипицыно Архангельской области. Родился в Пинежском районе, учился в Архангельске, а после... решил строить карьеру в Котласском округе. В поселковой школе работает третий год, но уже успел поучаствовать в разных конкурсах для педагогов, стать классным руководителем и даже лектором в проекте Российского общества «Знание». Мы спросили молодого неравнодушного специалиста, что мотивирует его оставаться в области, когда его ровесники ищут счастье в крупных городах. Как он решился переехать в незнакомый поселок? Что его вдохновляет в работе, и что, по его мнению, стоило бы изменить на разных уровнях.

«Понял, что хочу делать по жизни — работать с людьми»

Наш собеседник молод и свеж — внешне его легко можно было бы принять за студента, однако в диалоге уже чувствуется его профессиональный опыт и вовлеченность в любимое непростое дело. Алексей Русанов рос в Карпогорах, окончил школу в 2015 году. Как говорит сам, про педагогический путь тогда и не думал — не видел в себе таких задатков. Поступил в САФУ на философский факультет.

— О философии нам рассказывали на уроках обществознания. В общем и целом было интересно, хотел найти ответы на разные жизненные вопросы, найти себя в мире — о, как же я заблуждался! С другой стороны, там я понял, что хочу делать по жизни — работать с людьми.

Когда на горизонте появилась перспектива стать учителем в школе, сразу это восторга не вызвало — было тревожно от понимания, что перед тобой будет много не просто людей — еще и детей, и что придется взвешивать каждое слово. Однако что это за труд, у Алексея представление всё же было: его мама — учитель начальных классов. И всё чаще он сам стал задумываться об этом пути.

В итоге Алексей стал и учителем, и классным руководителем в Шипицыно. В 2021 году наш собеседник с отличием окончил магистратуру «Педагогическое образование» (с двумя профилями — «История» и «Обществознание»). К слову, учиться он сам продолжает и сегодня, получает уже второе высшее — заочно учится в САФУ на юриста.

10-й класс в Шипицыно. С этими ребятами Алексей работает третий год как классный руководитель

Как нашел работу и попал в программу «Земский учитель»

Поиск будущей работы Алексей начал на сайте Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.

— Выбрал несколько вакансий, даже успел сходить на пару собеседований. География поиска распространялась на всю область.

«Готов был сменить место жительства — любая деревня, село, город, но не дальше нашей области»

— Было несколько успешных собеседований, но одновременно с тем я подал документы по программе «Земский учитель» и прошел отбор, так и попал в Котласский округ.

Как мы уже сказали, в «Шипицынской средней общеобразовательной школе» Алексей Русанов работает уже три года, в конце октября 2023-го он получил первую квалификационную категорию по должности «учитель».

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату. После того как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о ее присвоении областная комиссия оценки качества.

Молодой человек старается участвовать в жизни школы, заявлять о себе в разных мероприятиях области

Про будни молодого учителя

Рабочее утро Алексея начинается делами от предыдущего рабочего дня — большой объем учебной нагрузки на учителя предполагает практически круглосуточную работу.

— В семь утра подъем по будильнику, однако уже вырабатывается привычка вставать без него. В 07:30 еду на работу, готовлюсь к урокам (распечатка материалов, подготовка карт, схем, конспектов, презентации, рабочего места). С 08:30 до 15 часов — уроки. За перемену отдохнуть нереально, ты должен подготовиться к следующему уроку. Особенно сложно прыгать от одной темы к другой: на первом уроке ты рассказываешь про Киевскую Русь, на втором уроке — про Гражданскую войну XX века, третий урок — тема «Сознание», четвертый — «Трудовое право».

«Одновременно в течение дня исполняешь функции классного руководителя, успокаиваешь детей, носишься со справками, иногда кого-то и ругаешь...»

После уроков идет подготовка к следующему рабочему дню. В выходные Алексей находит время на поиск профессиональных конкурсов, подготовку к аттестации, заполнение всевозможных документов, а также на общение с родителями учеников.

Работа сложная, в течение дня момента на отдых нет, да и в выходные приходится разбирать дела

Зачем молодому парню такая работа?

По-настоящему отдохнуть можно разве что в отпуске — летом. И это время молодой учитель старается посвящать себе:

— Живешь другой жизнью, делаешь, что тебе нравится, развиваешься, забываешь о суете, — говорит Алексей.

Эта передышка помогает вернуться в дела с ясной головой. Работа требует много сил и ответственности — хочется делать ее качественно, быть полезным:

— Приятным фактом остается осознание того, что ты оказываешь особое влияние на судьбы маленьких людей. Главная мотивация — это дети, которые добиваются чего-то с твоей помощью. Самое классное — когда у ребенка загораются глаза от радости понимания сложной информации. Хочется, как по философу Платону — достичь истины и передать эту истину человеку, который находится в пещере.

Миф о пещере аллегория, использованная древнегреческим философом Платоном в седьмой книге диалога «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Платон изобразил в этом мифе ограниченность обыденного познания, когда человек принимает за истину то, что видит вокруг. Но чтобы приблизиться к ней, необходимо преодолеть рамки такого познания, «выйти из пещеры» в мир идей и начать видеть не тени вещей, а их идеи.

— Мотивация для меня — это сообщение о поздравлении с Днем учителя, которое приходит в полседьмого утра. Внимание, которое мне оказывают мои дети. Важно, чтобы вспоминали и оценивали наш труд хотя бы даже в праздничные даты, — говорит Алексей.

Весной 2023 года Алексей принял участие в областном конкурсе педагогических работников «Воспитать человека — 2023» в номинации «Педагогический дебют». Там же встретился с министром образования Архангельской области Олегом Русиновым. Сам Алексей смотрит на образование в области изнутри, и готов обсуждать трудности земских учителей на уровне власти.

Молодой учитель Алексей Русанов и Олег Русинов, министр образования Архангельской области

Про сложности в системе образования


Алексей Русанов любит свою работу, но с аргументами говорит и про сложности. Основные — большая нагрузка, высокая ответственность за детей в моменте и за их будущее, огромное количество отчетности и бумажной работы, и при всем этом... низкая зарплата.

— На данный момент большая часть работы учителя — это заполнение бумажек, отчетов, согласий. Это проведение ВПР (Всероссийских проверочных работ. — Прим. ред.), которые не имеют никакого смысла. Из-за этого у учителей остается мало времени на то, чтобы заниматься реальным образованием детей.

ВПР проводятся с целью контроля качества образования в школах. Алексей рассказывает, что они чем-то похожи на экзамен:

— Один урок в году. Присылают по предмету работу «сверху», и мы даем детям ее писать. Даже общественные наблюдатели сидят на них. У нас это просто отнимает время — мотивации это делать нет ни у учителей, ни у детей, оценок в журнал за эту работу ставить нельзя. Насколько я знаю, по итогам ВПР составляют рейтинги школ, — поясняет Алексей.

Еще один непростой момент — отношения между учителем и родителями учеников.

— Если раньше было так, что учитель всегда прав, хотя и это отчасти тоже неверно, то сейчас всегда прав родитель, а учитель должен находить подход к каждому ребенку и самостоятельно заниматься воспитанием чужого ребенка, прививать ему базовые моральные принципы, которые необходимо бы давать еще с младенчества.

Вопросов к системе образования у Алексея Русанова много, но выносить в публичное пространство он их не хочет — считает, что вопросы «необходимо решать с глазу на глаз между нижней и более высокими ступенями системы образования».

«Важно, чтобы в управлении системой образования были люди, которые на опыте знают проблемы «низов» либо поддерживали постоянную дискуссию с ними»

Большая учительская неделя в Архангельске, где Алексей и другие молодые учителя встретились с министром образования Поморья

Какие перспективы на селе видит учитель-философ


Алексей Русанов остается работать учителем в поселковой школе, потому что видит в своей работе больше плюсов, чем минусов. Самый популярный вопрос, который получает молодой учитель, — надолго ли он планирует задержаться в Шипицынской школе.

— Мой ответ прост. Я подписал договор с Министерством образования Архангельской области и школой по программе «Земский учитель», срок которого закончится через три года. Завершение договора и будет моментом принятия решения о дальнейших изменениях.

До окончания действия договора Алексей планирует получить высшее юридическое образование, высшую педагогическую категорию, посвятить себя детям.

— На данный момент профессия учителя меня полностью устраивает — мне сильно повезло со школьным коллективом, коллеги меня поддерживают, приходят на помощь.

«В 2024 году в моей школе планируется капитальный ремонт, что станет еще одним из стимулов для того, чтобы остаться»

Еще заряжает поддержка в новом и поначалу даже чужом месте. Алексей заметил, что о нём заботились с самого начала работы. Все помогают, на просьбы отвечают, к примеру, когда он попросил кодексы для уроков права — купили, еще недавно принтер поставили в кабинет. Всё это мелочи, но из них формируется общее чувство комфорта.


— Жизнь очень непредсказуема — пару лет назад я выстраивал совершенно другие планы, далекие от сегодняшней реальности, но в итоге жизнь сложилась так. Порой достаточно встретить одного человека, который кардинально меняет твое мышление и миропонимание и после знакомства с которым жизнь обретает новые смыслы, — философствует наш собеседник.

В школе молодого учителя любят. Он тоже благодарен за такие доверительные отношения:

— Рядом с вами чувствую себя как дома, но призраки прошлого неумолимо влекут брюзгу в предновогоднюю ночь к родительскому дому, — написал молодой учитель в соцсетях под этим фото с любимым классом, который ведет уже третий год.

Молодой учитель и его класс, чуть ли не главная поддержка в чужом поселке

— Класс хороший, самостоятельный, дети добрые, самое главное — родители хорошие. Вообще, это везение — получить в классное руководство сразу старший класс с хорошими детьми и родителями, — резюмирует наш собеседник, который решился на такие перемены в своей жизни и поехал не в крупные города, а в Шипицыно.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления