В последнее десятилетие в России много говорят об инклюзивном образовании и инклюзии в целом. Так называется процесс, когда люди с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью активно включаются в жизнь общества в самых разных сферах. Так, например, студенчество — это не только лекции и семинары, но еще и стажировки, соревнования, конкурсы и новые знакомства. Чтобы всё это было доступно каждому студенту САФУ, 10 лет назад в университете открыли Ресурсный центр инклюзивного образования. Инициатором его создания стала директор Высшей школы педагогики, психологии и физической культуры САФУ Наталья Флотская.
Главная функция центра — сопровождать студентов с ОВЗ и инвалидностью: помогать с адаптацией на первом курсе, с поиском нужного оборудования для комфортных занятий и решением других вопросов. На старте центр курировал 32 студента, сегодня их более 140, что, безусловно, говорит об эффективной работе Ресурсного центра инклюзивного образования и его востребованности в университете. Удается ли специалистам интегрировать своих подопечных в полноценное студенчество? На этот вопрос ответили сами студенты.
Стать специалистом, а не клиентом
Даниилу Манакову 23 года. Он учится на социального работника и выпустится уже в следующем году. Говорит, что поступил сюда, потому что хотел помогать людям с инвалидностью. Сам он передвигается на коляске, но сложностей с доступностью в помещения кампуса не испытывает.
Занятия могут ставить в разных корпусах, но группы, где есть студенты с инвалидностью или ОВЗ, которым требуются особые условия, чаще всего учатся в научной библиотеке САФУ на Смольном буяне, 1. Здание относительно новое, поэтому здесь есть всё, что нужно: пандусы, лифты, комфортные аудитории. Здесь же располагается Ресурсный центр инклюзивного образования вуза.
— Мне всегда хотелось больше узнать, как помощь людям с инвалидностью осуществляется изнутри. Поэтому я и захотел быть не просто клиентом, а специалистом по социальной работе. Не путать с соцработником — они помогают на дому, в быту, готовят еду, могут сходить в поликлинику и прочее. А мы беседуем с людьми, ищем пути решения разных вопросов, работаем с документами, льготами, — объяснил Даниил.
Такая профессия сейчас очень востребована — у Даниила уже есть несколько предложений от работодателей, которые ждут его с дипломом.
Несмотря на занятость, учеба всегда на отлично
Мария Удачина сейчас учится на третьем курсе и мечтает стать переводчиком. Она, как и Даниил, передвигается на инвалидной коляске, но, несмотря на это, ведет активную жизнь. В Архангельске она уже довольно известная спортсменка — мастер спорта международного класса по плаванию, член Паралимпийской сборной России. Студентка не раз устанавливала рекорды России и завоевывала различные медали. Плаванием Мария занимается еще со школы, но поступать решила на переводоведение, она станет лингвистом-переводчиком.
— Мне всегда были интересны иностранные языки и другие страны, их культура, традиции, особенности. Зная другие языки, можно лучше понять людей, которые на них говорят, это очень увлекательно. Но спорт, конечно, в моей жизни тоже остался, — сказала студентка.
Мария часто ездит на соревнования, в том числе международные, поэтому ей иногда приходится согласовывать отсутствие на занятиях. Решать подобные вопросы также помогают в Ресурсном центре.
— Несмотря на то, что поездки и соревнования часто приходятся на предсессионный период, все наши студенты сдают экзамены на хорошо и отлично и получают академическую стипендию. Помимо этого, для них предусмотрены и другие выплаты, например социальная стипендия и материальная помощь, которые являются хорошей финансовой поддержкой для студентов. Не случайно многие из них стремятся продолжить обучение в магистратуре, так как знают, что в вузе предусмотрена материальная поддержка студентов с ОВЗ, — объяснила директор центра Зоя Усова.
Причем обучающиеся с ОВЗ осваивают учебный план в полном объеме и становятся такими же специалистами, как их однокурсники. При этом в университете, в студенческой среде сложилось доброжелательное отношение к особенным студентам, им никогда не отказывают в помощи.
Конкурсы, проекты, поездки
Помимо учебы и спорта, студенты активно участвуют в разных конкурсах и проектах. Среди из них — международная школа «Инклюзия в искусстве», региональный чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс» для людей с инвалидностью и ОВЗ, всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра» и другие.
Одним из участников конкурса «Профессиональное завтра» стала Ульяна Малкова. Сейчас студентка учится на третьем курсе и в будущем планирует стать педагогом с возможностью преподавания двух иностранных языков. Ульяна — инвалид по зрению, поэтому задания от преподавателей она получает на распечатках со шрифтом Брайля. В прошлом году девушка предложила создать учебник по английскому языку на шрифте Брайля для слабовидящих студентов, ее проект поддержали в Ресурсном центре.
— Это была командная работа, в которой приняли участие студенты кафедры специальной педагогики и психологии, а также сотрудники библиотеки слепых, которые выступили консультантами. Теперь учебник станет отличным инструментом для всех незрячих студентов, — объяснила Ульяна.
Сама девушка говорит, что ей очень нравится изучать иностранные языки. В школе она хорошо овладела английским, а в вузе с нуля освоила немецкий. В Ресурсном центре Ульяне, как и другим студентам с ОВЗ, доступно различное специализированное оборудование для занятий. Это и принтер, на котором можно напечатать текст шрифтом Брайля, и специальные видеоувеличители, которые помогают изменять шрифт в учебниках до необходимого размера.
Даниил Манаков также несколько раз участвовал в конкурсе «Профессиональное завтра»: делал социальную рекламу про равные возможности для всех и разработал проект «Три шага в профессию», который ездил защищать в Северо-Кавказский федеральный университет, в Ставрополь.
— Суть проекта — в том, чтобы помочь школьникам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья определиться с выбором будущей профессии. Мы разработали комплекс из трех мероприятий, где сначала выявляем то, что им интересно, потом в игровой форме закрепляем понимание той или иной профессии. И третьим шагом будет запуск серии дискуссий и встреч, где будем обсуждать учебные заведения Архангельска, их доступность и качество образования, — объясняет Даниил.
Возможно, достигать таких успехов студентам удается за счет того, что они знают: в Ресурсном центре их всегда выслушают, поймут и помогут найти решение той или иной проблемы.
— Я очень горжусь нашими ребятами. Несмотря на то что учеба в школе и в университете — это две абсолютно разные вещи и нагрузка в вузе гораздо выше, все студенты очень самостоятельные и активные. Хорошо учатся, участвуют в конкурсах, достойно представляют САФУ как на международных спортивных соревнованиях, так и на всероссийских конкурсах. У многих родителей, которые воспитывают детей с инвалидностью и ОВЗ, есть страхи по поводу учебы в вузе, но наши ребята — это яркий пример того, что всё возможно. А мы их поддержим на любом этапе и во всех начинаниях, — подчеркнула Зоя Усова.