19 ноября исполняется 313 лет со дня рождения нашего прославленного земляка Михаила Ломоносова. В Поморье многие места и учреждения носят имя великого ученого. В их числе — Северный (Арктический) федеральный университет, который сегодня является одним из главных научных центров Архангельской области. Как спустя три сотни лет после появления на свет Михаила Ломоносова вуз и регион поддерживают молодых исследователей? Какие научные разработки рождаются в стенах университетских лабораторий? И как они применяются в реальном секторе экономики? На эти и другие вопросы в интервью ответил исполняющий обязанности ректора САФУ Павел Марьяндышев.
— Почти пять лет назад вы стали самым молодым доктором наук в Архангельской области. Когда защищались, вам было 32 года. Что лично вас вдохновляло заниматься наукой в юном возрасте?
— Я из семьи ученых, мой отец — профессор, так что, наверное, это семейное. Мне всегда хотелось создавать что-то своими руками — то, что можно ощутить, потрогать, рассмотреть. Возможно, поэтому я и выбрал инженерное направление. Моя диссертация была посвящена теплоэнергетическим основам использования древесного биотоплива.
Ну и, конечно же, меня очень вдохновляли мои преподаватели, которые учили меня сначала в Архангельском государственном техническом университете, а после в Северном (Арктическом) федеральном университете, который я окончил.
— Как сегодня в САФУ поддерживают молодых ученых? Стало ли больше возможностей?
— Сейчас, конечно, возможностей у молодых ученых намного больше. В их распоряжении развитая материально-техническая инфраструктурная база университета, где есть отлично оснащенные лаборатории, инновационные центры, многофункциональные музеи по различным направлениям подготовки от инженерных и естественно-научных до гуманитарных и педагогических. Поэтому каждый студент может найти себя и успешно заниматься научно-технической деятельностью.
Еще у нас есть несколько программ поддержки молодых ученых. Например, когда внутри университета на конкурсной основе мы выделяем гранты на проведение исследований молодым ученым, которые только начали заниматься наукой. Программа так и называется «Мой первый грант».
Кроме этого, в вузе действуют три акселерационные программы: «Арктический технохаб», «Российская Арктика» и «ТехноВызов». В них университет помогает оформить идеи в виде проектов и найти ресурсы для их реализации.
Также студенты активно участвуют в сторонних программах. Одна из них — «Студенческий стартап», которую реализует Фонд содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В этом году в ней победили 16 проектов от САФУ.
— Расскажите о молодежных научных лабораториях САФУ? Что это за проект? Сколько он уже существует? Сколько лабораторий есть сегодня? По каким направлениям работают молодые ученые?
— Это федеральный проект, который существует уже четвертый год. Сейчас на базе университета работают три молодежные лаборатории, оснащенные самым современным оборудованием. Суть в том, что в каждом коллективе должно быть минимум 10 человек, среди которых аспиранты, магистранты и бакалавры, а руководят ими молодые ученые в возрасте до 39 лет. В целом средний возраст ученых в лаборатории не должен превышать эту возрастную границу.
Что касается направлений, которые есть у нас, это, во-первых, лаборатория химии природных соединений и биоаналитики, которой руководит доктор химических наук Николай Ульяновский. Ее главная цель — поиск различных биологически активных соединений, в том числе в морских водорослях, их выделение и очистка. Всё это позволит создать безотходную переработку возобновляемого растительного сырья в Арктике, а также разработать новые поколения фармацевтических препаратов. Ученые работают на базе нашего замечательного центра коллективного пользования научным оборудованием «Арктика», который оснащен всем необходимым.
Во-вторых, лаборатория диагностики углеродных материалов и спиново-оптических явлений в широкозонных полупроводниках, руководитель — доктор физико-математических наук Дмитрий Макаров. В ней ученые занимаются созданием искусственных алмазов. Это перспективный и востребованный материал, который успешно применяют в лазерной технике, силовой и СВЧ-электронике, детекторах излучения, рентгеновской оптике. Совместно с физико-техническим институтом имени Йоффе, компанией «АГД Даймондс» и компанией «Фрезарт» мы уже создали опытный образец датчика тока с синтетическим алмазом. Его уникальность в том, что диапазон измерения тока у него очень широкий — от милиампер до сотен ампер, и аналогов в мире у него нет. Его планируют использовать в реакторных установках.
И третья лаборатория появилась буквально в этом году. Она связана с более широким внедрением альтернативных источников энергии в Арктической зоне и использованием непроектных видов топлива, например, торфа. Руковожу ей я.
Все наши лаборатории созданы на конкурсной основе и прошли экспертизу Российской академии наук.
— Научные разработки не существуют сами по себе. У каждой из них должно быть свое прикладное применение. Одним из «мостиков», соединяющих ученых и бизнес, является НОЦ «Российская Арктика». В этом году он отметил четыре года работы. Какими яркими исследованиями и разработками запомнится этот период? Что удалось создать и вывести на рынок?
— Да, действительно, у НОЦ более 80 партнеров, в том числе индустриальных. За время работы мы реализовали более 50 проектов, которые завершились актами внедрения, патентами и выпуском готовой продукции.
Например, вместе с АЦБК из отходов некондиционных фракций целлюлозы мы создали технологию биоразлагаемых кассет. Простыми словами, это такие бумажные емкости, в которые помещают саженцы ели и сосны, — их промышленники высаживают в рамках лесовосстановления. Когда такой «горшочек» попадает в землю, он просто разлагается и превращается в удобрение, а будущее дерево не травмируется.
Также вместе с АЦБК мы работали над микроклонированием саженцев, чтобы создать деревья, устойчивые к нашим суровым климатическим условиям. Такие ели и сосны более активно приживаются и лучше растут. Технология уже применяется.
Есть еще интересный проект в сфере машиностроения. Вместе с конструкторским бюро НИПТБ «Онега» наши ученые разработали уникального подводного робота для исследования трубопроводов и других труднодоступных мест в сфере судостроения. Прибор оборудован колесами на телескопических «ножках», которые могут подстраиваться под размер трубы. Комплекс оснащен видеокамерами и лазерными дальномерами для сбора информации. Данные передают по Wi-Fi в центр обработки, где создается 3D-модель внутреннего пространства. Это позволяет проанализировать наличие коррозии, износ, найти возможные повреждения.
Еще одно направление — это реверс-инжиниринг. Из-за санкций многие предприятия Архангельской области остались без сервисного обслуживания оборудования, которое часто закупалось за рубежом. Порой, когда какая-то деталь выходит из строя, промышленники даже не знают, где ее заказать и как изготовить. В Технопарке САФУ есть возможность сделать 3D-модель любой, даже очень сложной детали. После этого по модели составляют чертежи и конструкторскую документацию и могут изготовить деталь. Вместе с центром судостроения «Звёздочка» мы внедрили эту технологию для создания деталей винторулевых колонок, а с АЦБК — для варочных котлов — изделия уже работают на предприятии. Наша следующая задача — создать наш отечественный варочный котел непрерывного действия — это высокотехнологичный агрегат с определенным температурным режимом и процессами, который позволит полностью импортозаместить технологию варки, которая сейчас стала недоступна.
Были еще значимые разработки в сфере добычи алмазов. Вместе с «Севералмазом» наши ученые придумали, как из отходов производства — хвостов, содержащих сапониты, сделать удобрения и строительные материалы. Технологическая линия по переработке сапонита уже запущена на производстве.
И последний пример по списку, не по значению, — разработка инновационного кисломолочного напитка «Ламина Баланс» на основе ацидофилина и водорослей. Это результат совместной работы наших ученых вместе с СГМУ, «Белозорье» и «Арктик-Трофи». Он содержит витамины D, A, B12 и йод и позволит поддерживать здоровый образ жизни в условиях Крайнего Севера. Напиток уже протестировали среди работников вредных производств, где продукт показал отличные результаты. Уже сейчас его можно найти на полках магазинов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска.
— Руководитель НОЦ «Российская Арктика» Марат Есеев говорил, что в 2025–2030 годах НОЦ ждет большая перезагрузка. В чём она будет проявляться?
— Нас ждут как структурные изменения проектов, так и акценты на новые направления и точки роста. Прикладной характер и нацеленность на конкретный результат остается и будет усиливаться. Уровень готовности технологий у проектов будет еще выше. Кроме этого, направления подготовки будут тесно связаны с продуктовой линейкой кампуса «Арктическая звезда». Это и Северный морской путь, и другие инженерные разработки, которые сейчас важны для нашего региона и направлены на технический суверенитет в оборудовании, технологиях и продуктах.
— В последнее время в России очень много говорят о важности подготовки инженерных кадров. Но гораздо сложнее заинтересовать ребят поступить на эти направления. Как эта работа выстроена в САФУ?
— Да, инженерным направлениям подготовки мы уделяем большое внимание. Это стратегическое направление развития нашего университета. Профориентацией по ним мы занимаемся уже с 7–8-го класса при участии индустриальных партнеров.
Например, в гимназии № 3 есть «Роснефть»-класс, который ориентирует ребят на поступление на нефтегазовое дело и другие направления, связанные с энергетикой. На базе средней школы № 14 есть строительный класс. И сейчас мы с ними расширяем работу на все направления, касающиеся инженеров, механиков технологических машин и оборудования. На базе Новодвинского колледжа при поддержке АЦБК функционирует лесной класс. Его выпускники поступают на направления по лесозаготовке, химии и ЦБП. Ну и буквально позавчера мы подписали соглашение с «Архангельскавтодором» и средней школой № 36 по созданию профильного класса для ориентирования школьников на поступление на дорожные направления подготовки.
Ежегодно контрольные цифры приема на инженерную подготовку растут как на среднем профессиональном, так и на высшем образовании.
В самом университете развита инфраструктурная база. На всех образовательных программах работают преподаватели-производственники, которые дают прикладные знания и готовят ребят к работе на промышленных предприятиях.
Конечно, есть возможность развиваться и в научной сфере. Студенты могут включиться в работу существующих в вузе групп практически по всем направлениям развития вуза, среди которых стройка, ИТ, энергетика, технологии. Или присоединиться к нашим крупным проектам с индустриальными партнерами.
Многие студенты находят себе будущих работодателей уже на 2–3-м курсе. А в будущем их ждет достойная зарплата, потому что инженерные кадры сейчас очень востребованы как в нашем регионе, так и в России в целом.