Режиссер: Трой Никси
В ролях: Кэти Холмс, Гай Пирс, Бэйли Мэдисон и другие.
Страдающая депрессиями первоклассница Салли переезжает к своему отцу, который проживает с гражданской женой Ким в старом особняке на Лонг-Айленд. Дом реставрируется с целью дальнейшей продажи: везде кучи цемента, образцы текстиля, отец с подругой постоянно заняты работой. Поскольку отношения с Ким не ладятся, а настоящая мать привирает, что это только на каникулы, Салли гуляет по особняку, предоставленная сама себе, и слушает шепот, рекомендующий «выпустить их оттуда». Обнаружив источник голосов в подвальном помещении, про которое реставраторы ничего не знали, Салли выкручивает гайки с решетки каминной ямы и нечаянно выпускает на волю «неведомые штуки».
«Не бойся темноты» – фильм ужасов по сценарию Гильермо дель Торо, который в свою очередь подсмотрел его у Найджела Макнида, снявшего испуганное семейство против зубных фей еще в семьдесят третьем. В новой версии главная героиня Салли помолодела на 20 лет, к ней приставили аккуратную будущую мачеху, а предысторию особняка повесили на его пропавшего без вести хозяина, который ко всему прочему был славным художником-архитектором.
Неизвестно, как реагировала публика на телепьесу семидесятых, поскольку приличный хоррор в те времена еще не начался, – сейчас картину Троя Никси с высоты «Зубастиков», многочисленных экранизаций Кинга и творчества Джо Данте можно воспринимать как комедию, не считая пары кровавых сцен. И почему, кстати, «Не бойся темноты»? Название придумывали монстры? Потому что если это были люди, им полагалось этой темноты решительно бояться: «неведомые штуки» орудуют только при условии перекушенной проводки. Но названия фильмов ужасов зачастую вообще слабо соотносимы с содержанием, и формируются согласно какой-то отдельной логике.
– Там кто-то шепчет.
– Наверное, это крысы.
– Папа, но они разговаривают!
– Значит, это умные крысы.
Интереснее, что в фильме есть девочка с тонкой душевной организацией, есть старый дом с какой-то страшной тайной, и есть библиотекарь с широким кругозором, готовый поведать об этой тайне. Плюс возбужденная женская интуиция и вечно спящий мужской нюх на паранормальные вещи. Сколько страшных историй можно навыдумывать с таким фундаментом, и сколько уже навыдумывали? В каждом ужастике есть что-то из этого списка, меняются только чудовища.
Вот в центре внимания дель Торо – шотландская мифология с существами из темного мира. И вроде всё по учебнику, даже музыкальная лампа, пускающая лошадок по периметру комнаты, да и сама комната такая, что хочется бежать оттуда сломя голову хоть в темный лес, хоть на болота. Но семейство живет в этом особняке так, словно это деревенский домик из диснеевской сказки, и несмотря на то, что в одну ночь весь гардероб превращается в клочки, садовник лежит с больнице с прокушенным лицом, а девочка бегает по коридорам с убедительным выражением, никто и не думает собирать вещи. Все думают пригласить психиатра. А что, тоже в рамках жанра.
«Не бойся темноты» может порадовать невзыскательного любителя ужасов, способного понять эстетику злобных, но до колик уморительных существ, которые делают картину недостойной той атмосферы, которую в нее напустили создатели. Иными словами, чтобы получить свою долю ощущений, для просмотра картины потребуется как минимум желание. И как максимум – возможность: «Не бойся темноты» выходит в ограниченном прокате и будет демонстрироваться в темное время суток только в КРК «Мегаполис».
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».