Юрий Лоза – личность (здесь можно было поставить промежуточную точку) на музыкальной арене весьма незаурядная. Его музыкальный стиль и манеры исполнения не слишком вписываются в общепринятые стандарты имеющихся жанров. Но от этого песни Лозы не меньше любят и не реже слушают, чем песни каких-то других «форматных» направлений. Скорее даже наоборот.
– Юрий Эдуардович, в своей песне «Я умею мечтать» вы поете: «Вот мне и стало за тридцать – самое время мечтать». Не меняются ли мечты с возрастом?
– Не меняются, просто приобретают характер конкретных дел и желаний. Как-то уже не хочется перевернуть мир и кого-то осчастливить, все стало гораздо прозаичнее.
– Главная тема вашего творчества – социальная?
– Нет, конечно же. У меня нет одной главной большой темы. Самая главная тема, которая стоит того, чтобы ее освещать в произведениях искусства, – это Жизнь. Все когда-либо написанные мною произведения описывают нашу жизнь или рассказывают о моем отношении к этой жизни.
Юрий Эдуардович Лоза родился 1 февраля 1954 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1961-м семья перебралась в Алма-Ату, где и прошли детство и юность певца.
В 1971 году после окончания десятилетки поступил в Казахский государственный университет на геофак, но через полтора года бросил учебу. Затем служил в армии на Дальнем Востоке в ракетных войсках стратегического назначения.
В 1975-76 годах работал в ОМА Казахконцерта ресторанным музыкантом и параллельно учился на отделении ударных инструментов музыкального училища в Алма-Ате, которое не закончил.
В начале 1977-го гастролировал по Казахстану в составе различных коллективов. С конца 1977 года работал гитаристом, банджистом и ведущим вокалистом в группе «Интеграл» вместе с Бари Алибасовым.
В 1983 году перебрался в Москву и в конце года начал играть и петь в группе «Зодчие» вместе с В. Сюткиным и Ю. Давыдовым, параллельно выпуская по одному авторскому магнитоальбому в год.
С 1987 года начал официальную сольную карьеру. Также Юрий Лоза пишет стихи и тексты песен. С гастролями много раз был в Германии, Израиле, Америке и Греции – работал для русскоязычной аудитории.
Среди наиболее популярных песен Юрия Лозы – «Пой, моя гитара», «Сто часов», «Я умею мечтать», «Опять», «Мать пишет», «Пиво». Стоит отметить, что знаменитая песня Лозы «Плот» переведена на шесть языков мира и легла в основу художественного фильма «Благотворительный бал» (режиссер Эфраим Севела), где в главных ролях снялись Леонид Филатов и Кристина Орбакайте.
Выступая в качестве солиста, Лоза записал шесть магнитоальбомов и два виниловых диска-гиганта «Что сказано, то сказано» (1987) и «Вся жизнь – дорога» (1990).
Сегодня Юрий Лоза продолжает выступать на концертах и работает над очередным альбомом. Женат, есть 25-летний сын.
– Ваш музыкальный стиль тяготеет к синтезу рока и бардовской песни. А среди других исполнителей этих жанров вы можете кого-то выделить?
– Нет, потому что я понятия не имею, что они там делают, все эти ребята. То, что я вижу по телевизору, меня не впечатляет. То, что слышу по радио, – тоже. Ориентируясь на своих приятелей, могу сказать только, что есть замечательные работы у Кости Никольского, у Юрия Антонова. То есть раньше у всех творцов, авторов некоторые работы были удачными. Сегодня, к сожалению, авторов отодвинули на задний план, они опущены ниже плинтуса. «Рулят» исполнители. К примеру, в интернет-поисковиках значится «Песни Жанны Фриске», а Жанна Фриске строчки не написала! Она к песням имеет только то отношение, что она их поет. А имена авторов этих песен вы не найдете ни на одном сайте.
– Чувствуется, что вы относитесь к нашему шоу-бизнесу с долей скептицизма…
– Я не думаю, что шоу-бизнес плох, я думаю, что у нас в стране его нет. По крайней мере, то, что есть у нас сейчас в стране, это не шоу-бизнес, потому что к бизнесу это не имеет ни малейшего отношения. Если вы спросите у любого эстрадного артиста на Западе: «Чем ты занимаешься? На что ты живешь?», он достанет компакт и скажет: «Я вот это произвожу и с этого живу». То есть у них люди идут на рынок, покупают компакт-диски, и на это живет артист. А у наших самых народных-пренародных заслуженных-презаслуженных артистов спросите, на что они живут? Ни один из них не сможет достать компакт и сказать, что он живет с его продажи. Потому что производство компакта – два доллара, продажа его на Западе – 15 долларов. Этой вилки хватает, чтобы всех накормить. У нас производство компакта – два доллара, продажа на «Горбушке» – два доллара. Понятно, что экономика здесь не работает. И мне с трудом верится, что кто-то пойдет на рынок, чтобы купить там, к примеру, компакт Буйнова. Вот вы пойдете? Думаю, нет. Потому что у него нет такого материала, который бы стоило пойти и купить. Тем не менее, его часто показывают в телеэфирах, он работает на корпоративах, и его все знают. При этом назвать его артистом я не могу, так как не могу его классифицировать. Певцом? Нет, он не певец. Музыкантом? Нет, не музыкант. Просто Буйнов, это медийная личность, у которой есть возможность мелькать на телевидении.
– А как вы считаете, вообще нужен ли артисту пиар?
– Спрашиваете! Сегодня без пиара артисты просто умрут с голоду. Вот в наше время, я имею в виду 80-е годы, нам не нужен был другой пиар кроме наших песен. Так, с 1983 по 1986 годы включительно я выпустил четыре хороших альбома, 50 песен, каждая из которых до сих пор живет своей жизнью. Каждая из них меня популяризировала и раскручивала тогда. Мы пытались удивить всех новой программой, новыми песнями, что-то изобретали, что-то писали… Нынешние артисты находятся в несколько ином положении: у них нет достойного материала, поэтому они вынуждены тратить на свою раскрутку очень большие средства. При этом им зачастую приходится поступаться своими жизненными принципами. Они много говорят и пишут, но никто не может вспомнить, что же ими было сделано, чтобы об этом можно было говорить.
– Юрий Эдуардович, а каковы ваши творческие планы на ближайшее будущее?
– Собираюсь издать книгу «Научу писать хиты». Это будет такой своеобразный учебник, который поможет любому человеку научиться самостоятельно работать над песенным текстом. Последняя чистка книги уже позади, я уже отправил в издательство текст, рисунки и слайды.
– Сколько экземпляров будет выпущено?
– Пока пять тысяч, а дальше будем смотреть.
– Как много времени ушло на эту книгу?
– Она писалась около года. Потом еще три месяца шли переговоры с разными издательствами.
– А что сподвигло вас написать такое пособие?
– Тот факт, что у нас до сих пор не было толкового самоучителя по написанию песенного текста. Ведь самоучителей сегодня полно – и по игре на гитаре, на баяне и на чем угодно. А вот тексты писать никто нигде не учит. Вот я и решил это сделать.
– Планируете ли в будущем выложить это пособие в свободный доступ в Интернет?
– Этот вопрос надо будет согласовать с издателями. Если они скажут, что этого делать не следует, то я этого делать не буду. Хотя ответ издателей в принципе предсказуем: вряд ли выкладывание книги в свободный доступ будет как-то способствовать продажам тиража.
– Я в курсе, что вы успели попробовать себя и в драматургическом жанре – написали пьесу о театре «Культур-Мультур». Она до сих пор не поставлена?
– Она поставлена в Москве студенческим театром. В Хабаровске ее, может быть, в скором времени поставит репертуарный театр.
– Если бы по пьесе ставили фильм, кого бы из современных известных актеров вы хотели видеть в главных ролях?
– Никого. Они и так уже всем надоели – перемещаются примерно одним и те же составом из фильма в фильм. По крайней мере, я не смотрю российское кино не потому, что оно хорошее или плохое, а потому что устал видеть одни и те же физиономии. Ну, ведь невозможно постоянно смотреть картины с участием абсолютно одинакового Хабенского!
– Может, есть какие-то старые фильмы, которые вам приятно пересматривать?
– Я ретроград, люблю хорошее старое кино. Недавно пересмотрел «Служебный роман» Эльдара Рязанова и получил огромное удовольствие. Когда-то снималось хорошее российское кино. Сейчас я этого не вижу. Последний современный фильм, который мне по-настоящему понравился, – это «Остров» с Дюжевым и Мамоновым.
– Вероятно, вы часто бываете в театре?
– К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Тем не менее относительно недавно я перечитал кучу разных пьес. Ну как бы я написал пьесу о театре, если бы не знал его? Отмечу: то, что делается в театре сегодня, меня не очень радует. Общая тенденция не впечатляет.
– А какова она, общая тенденция, на ваш взгляд?
– Застой. Как и везде. У нас очень мало хорошего нового материала, который стоило бы ставить. Соответственно, пытаемся «выезжать» на старом репертуаре. Только заворачиваем это старое в новую упаковку. Старые пьесы сегодня подаются совсем по-другому. Например, в оперном. Приходят молодые ребятишки и ставят «Онегина» таким образом, что, оказывается, дуэли не было как таковой, а Онегин убил Ленского в драке, причем из охотничьего ружья случайным выстрелом в живот. Бред такой! Вероятно, в следующих постановках они будут драться на нунчаках, и победит Ленский.
– Фильмы вы не смотрите, в театре бываете редко… Как же предпочитаете проводить свободное от работы время?
– Лежа на диване. Он уже принял мою форму. Хотя, иногда, конечно, неплохо и на море отдохнуть. Идеальный вид отдыха сформулировал в свое время Джимми Хендрикс: лежать на берегу моря, смотреть на волны и слушать, как растет твоя борода.
– А спортом вы занимаетесь?
– Мне 58 лет. Все специалисты в один голос говорят, что после 40-45 надо заканчивать с любым спортом. Только легкая физкультура, а лучше вообще ходить пешком. По лесу.
– Ну и часто ли вы ходите пешком по лесу?
– К сожалению, редко. Дела, дела, текучка… Я живу в Москве, даже на дачу-то выбраться некогда.
– Живете в Москве, а бываете ли в Екатеринбурге, где вы родились?
– Вообще не появляюсь там никогда. У меня там даже никаких корней не осталось. Я там только родился, потом меня оттуда увезли.
– Юрий Эдуардович, в молодости вам довелось поработать с Бари Алибасовым и с Сюткиным. Сегодня ваши пути никак не пересекаются?
– Недавно был юбилей группы «На-на», и Алибасов приглашал меня, но я отказался, потому что не имею к «На-на» ни малейшего отношения. Я не очень хочу встречаться с этим человеком, и был бы рад, если бы мы не встречались больше никогда. А с Валеркой Сюткиным мы периодически пересекаемся на каких-то концертах. Можем с удовольствием постоять и потравить анекдоты, но потом разбегаемся и идем дальше каждый своей дорогой.
– В Интернете с друзьями не общаетесь? Сегодня же это так модно – «сидеть» в социальных сетях…
– В соцсетях я есть, но это не значит, что я там постоянно «сижу». Так, изредка заглядываю: а вдруг кто-нибудь что-нибудь хорошее написал?..
– По поводу Интернета. На вашем сайте есть раздел «Мысли», а мыслей нет. Что бы это значило? И какие мысли вы бы хотели там оставить?
– Мыслей нет, потому что раздел только-только появился, и как раз в ближайшее время я собираюсь его заполнить. А заполнять его я буду постепенно простыми и естественными истинами. Типа «Не надо переедать!» Хорошая ведь мысль?
– Хорошая! Кстати, насчет еды: есть у вас любимое блюдо?
– О, я ужасный сластена! Может быть, в детстве не доел сладкого. Очень люблю мучное и молочное. Но мне всего этого нельзя, потому что, как у любого нормального человека, от этих продуктов у меня растет живот. Я стараюсь себя постоянно ограничивать, но несмотря ни на какие ограничения, живот все равно продолжает расти. Зато я уже на протяжении лет 10 соблюдаю все четыре больших поста – не ем в это время мяса, молочного и яиц.
– Сами что-то умеете готовить?
– Нет, я очень плохо готовлю. Поэтому лучше это делать жене, которая готовит хорошо. Сам я могу приготовить только «яйцо под майонезом». Больше ничего хорошего у меня не получается. Рецепт дать? (Смеется.)
– А каковы ваши предпочтения в выборе напитков?
– У меня есть доктор, к которому мы всей семьей ходим уже 23 года. И вот если он позволяет выпить рюмочку коньяку, то я иногда не отказываю себе в этом удовольствии. Но вообще такое бывает крайне редко: я не сторонник выпивки, потому что, когда выпью, не могу работать.
– В вашем репертуаре есть песня про пиво, с очень глубоким смыслом. А как вы относитесь к пьянству? Считаете ли пьянство проблемой?
– Считаю. И проблема эта давным давно стала глобальной. Наша страна бессистемно пьет, начиная с Петра I. До него страна пила по системе, то есть было время работать и время пить. Петр I, которому вечно не хватало денег на реализацию своих проектов, поощрял водочные компании, которые ему отстегивали налог на спиртное. Так и повелось, что русский народ начал пить круглый год. Это очень плохо.
– Но как бороться с этим?
– Надо восстать против пьянства всем миром – ограничивать продажу алкоголя, вводить жесткие санкции на некачественный алкоголь, а детям с самого раннего возраста объяснять, что алкоголь – это зло.
– Ваше отношение к спиртному мы выяснили, а как насчет сигарет? Вы не курите?
– Курил 25 лет, но 17 лет назад бросил.
– А как удалось бросить с таким стажем курильщика?
– Благодаря силе воли. Я поставил перед собой задачу, всем пообещал, что брошу. А я же как чукча – всегда выполняю свои обещания.
– Все ясно, но вернемся к мыслям. Юрий Эдуардович, чем сегодня заняты ваши мысли?
– Сложно сказать. У меня сейчас масса всевозможных дел, которые требуют немедленного решения и моего участия. Эта текучка преследует меня всю жизнь. Дело в том, что в моем роду нет ни одного Абрамовича, ни одного Дерипаски или Прохорова. Все мои родственники решают проблемы натужно и с моей помощью. И я знаю, что если этих проблем не решу я, то не решит и никто другой.
– На каком месте в вашей жизни деньги?
– Понимаете, в чем дело: я никогда не имел больших денег, я их боюсь и всегда к ним относился очень настороженно. Ведь давно известно, что большие деньги притягивают большие неприятности. Мне всегда нравилось жить по принципу достаточности. «Богат не тот, у кого много, а тот, у кого достаточно». Для моей жизни я зарабатываю достаточно, но ничего другого мне особо и не надо. Мне частенько предлагают «замутить» какой-нибудь грандиозный гастрольный тур. Я спрашиваю, а для чего? Ну, заработаем денег и что? Мне же надо будет думать, куда их потратить! А ведь у меня и так есть все необходимое – одна квартира, одна жена, один сын, одна машина. И мне не нужна вторая квартира, вторая жена, любовница, внебрачные дети…
– Как вы считаете, можно ли прожить на пенсию в нашей стране?
– Нет, нельзя, уж слишком она мизерная. Обязательно нужно что-то к этой пенсии добавлять. Когда дело дойдет до моей пенсии, а мне через два года уже будет 60, я задумаюсь, каким образом обеспечить себе существование помимо этой самой пенсии. Пока в мыслях есть только какие-то общие идеи. Может, огородиком буду заниматься, может, курей или кроликов разведу… Не знаю, посмотрим.