Покупая путевку в отпуск в туристическом агентстве, мы мало задумываемся о том, как был организован этот тур. Многим кажется, что быть турагентом проще простого. Однако на деле оказывается, что сегодня туристический бизнес, как и в целом малое предпринимательство, сталкивается с массой проблем и пробелов в законодательстве. Пути развития туристической отрасли представители этого бизнеса обсудили на круглом столе, организаторами которого выступили городской сайт 29.ru и туристическая компания «Помор-тур».
Сегодня туризм не требует лицензирования, но это совсем не радует представителей отрасли. Это лишь мнимая свобода, которая делает рынок туристических услуг перенасыщенным и менее качественным. Любая студентка может с подругой снять помещение и открыть свое турагентство. При этом без опыта работы и образования оказать качественную услугу такие агентства не могут. Доверие туристов падает, причем ко всем туроператорам. В данном случае было бы целесообразно законодательно закрепить определенные условия, исполнив которые, человек может стать руководителем туристической фирмы. Во-первых, это высшее образование, во-вторых, 3-летний опыт работы туристическим агентом и минимальный штат компании от 5 человек, считают участники круглого стола.
«Турагентства растут как на дрожжах, и так же быстро они потом закрываются. «Топят» они себя большими скидками, которые предлагают каждому клиенту. Да и мы страдаем немало, часто при отказе в скидке покупатель просто уходит с готовым предложением в более дешевое турагентство», – отмечает руководитель бюро путешествий «Кругозор» Елена Постникова.
Также участники круглого стола обсудили противоречия закона о туристической деятельности, которые возникают на местном уровне. Например, нет возможности развивать водный туризм, не удается получить разрешения ГИМС, чтобы катать туристов на прогулочных катерах. Также представители отрасли давно и безрезультатно пытаются уравнять цены для русских и иностранцев. Не секрет, что для гражданина другой страны билет в музей стоит в несколько раз дороже, чем для русского. Пробелов в законе еще много: нет стандартов для обустройства сельского гостевого дома, не введен безвизовый режим в портах, нет перспектив развития авиационного туристического транспорта.
Очень бурным стало обсуждение проблем регионального туризма. Конечно, у многих туристов возникает закономерный вопрос: почему отдохнуть в Египте дешевле, чем в родном регионе?
«Потому что нет конкуренции. Например, сколько гостиниц с 4 звездами есть в Архангельске? Всего одна, «Пурнаволок», и этот отель, по сути, является монополистом. Гостевых домов мало. Открылся новый хостел, и туда уже не пробиться, а цена как в Санкт-Петербурге. При этом у нас бешеные цены на электричество, а налоги только растут. При таких условиях, снизив цены, мы сделаем туризм убыточным», – отметил руководитель турбюро «Лаче» Радик Аднобаев.
Также в регионе очень плохие дороги, в большинстве районов их просто нет, именно поэтому развивать туризм в глубинке невозможно. Транспортники при этом поднимают цены. Их тоже можно понять, их душат необходимостью устанавливать тахографы и спутники системы Глонасс.
Жемчужина области – Соловки – тоже для среднего туриста роскошь. Одни билеты туда-обратно будут стоить почти 10 000 рублей.
«Когда заниматься развитием регионального туризма, если нас душат возросшими платежами, бесконечными проверками, тратим немало денег и на аттестацию рабочих мест. В прошлом году только установили в офисе дорогую систему пожарной сигнализации, а в этом законодательство поменялось. Была проверка, сказали: провода теперь должны стать не белыми, а красными. Штраф за неисполнение от 150 000 рублей. О каких новых туристических брендах региона может идти речь в таких условиях. Кроме того, последний раз из областного бюджета на развитие туризма деньги выделялись лет 5 назад. Интересные предложения есть, но развивать их не на что», – отметила генеральный директор туристической компании «Помор-тур» Татьяна Бестужева.
Также представители туристической отрасли обсудили уникальные проекты, которые могли бы привлечь большой поток туристов в регион. Например, организовать экскурсии на Севмаш, «Звёздочку» и космодром Плесецк. Но процесс идет трудно, первая партия туристов отправится на эти предприятия еще не скоро.
По результатам круглого стола участники приняли резолюцию о внесении изменений в федеральное законодательство.
Фото: Фото с сайта Vskazku.com