Развлечения Трое в лодке, или проблемы нагрянули с Олимпа

Трое в лодке, или проблемы нагрянули с Олимпа

Театр драмы в Архангельске завершил 84-й сезон античными страстями.

Такой вот хор в древнегреческом театре по-архангельски

В Архангельском театре драмы на минувших выходных презентовали девятую премьеру 84-го театрального сезона. Зрителям представили спектакль «Амфитрион» по одноименной пьесе Петера Хакса, которой в следующем году «стукнет» 50 лет. Античный сюжет, приправленный атрибутами современного мира, постельными сценами и щедро сдобренный гротеском – такой «Амфитрион» увидели жители Архангельска. Все ли зрители смогли его понять и оценить? Неизвестно. Режиссер Владимир Хрущев не скрывает, он ориентировался в первую очередь на подготовленную публику.

«Амфитрион» поставил на архангельской сцене режиссер из Тольятти Владимир Хрущёв, его коллега Анатолий Шикуля занимался сценографией и костюмами. Действие постановки разворачивается вокруг нетривиального любовного треугольника: жена по имени Алкмена ждет своего мужа Амфитриона из дальнего плавания, но на тоскующую супругу положил глаз не кто иной, как сам верховный бог, повелитель грозы и неба – Юпитер. Он прикидывается мужем Алкмены и обманом соблазняет ее, но когда настоящий Амфитрион возвращается, отношения между супругами запутываются еще сильнее и вся их жизнь переворачивается вверх дном.

События античного сюжета перенесены в нашу реальность, поэтому модные очки, морская тельняшка в синюю полоску и простой язык героев, лишённый патетичности – вполне обыденное дело. Фарс и гротеск играют не последнюю роль в постановке, ведь сама история подана именно в гротесковом ключе. Ярких и остроумных персонажей умело показывают на сцене молодые актеры театра. Главные роли исполнили Павел Каныгин (Юпитер), Дмитрий Беляков (Амфитрион) и Нина Няникова (Алкмена). Не подкачали и второстепенные персонажи в исполнении Ивана Братушева (Меркурий), Михаила Кузьмина (Созий) и других, которые оказались не менее интересны, чем главные, а местами даже более увлекательными. Играли актеры экспрессивно, делясь со зрителям всей палитрой эмоций от бесконечной радости и восхищения до подлинной грусти и тоски.

В постановке присутствуют весьма интимные сцены и бранная лексика, что может не прийтись по вкусу некоторым зрителям. Режиссер-постановщик спектакля Владимир Хрущев признался, что «Амфитрион» больше предназначен для молодой аудитории и подготовленного зрителя, который хоть как-то интересуется театральной деятельностью. Что же касается жанра, то, по словам Анатолия Шикуля, они долго не могли определиться с ним и в итоге пришли к выводу, что «Амфитрион» – это что-то на грани трагикомедии и бурлеска.

Одной из изюминок постановки стала живая музыка в исполнении артистов театра. Репертуар разнообразный: от немецких индустриальщиков Rammstein до фортепьянных композиций и музыки советских лет вроде романса «Мы выбираем, нас выбирают» из кинофильма «Большая перемена». Музыкальные вставки в «Амфитрионе», несмотря на их современную стилистику, являются своеобразной аллюзией к классической древнегреческой постановке, где хор является неотъемлемой частью.

Пару слов стоит сказать и о декорациях. Освещение во время просмотра не отвлекало от действия, все выглядело гармонично и хорошо акцентировало внимание там, где было нужно. Декорации также умело помогли расставить контрасты: огромный купол-полукруг, мавзолей Алкмены и изображение космоса на большом экране, высокий трап, молнии и хитоны давали возможность прочувствовать упорядоченную Вселенную, которая управляется богами, и аполлоническое начало. Элементы же нашей современности, такие, как видео, передающееся на экраны, внешний вид персонажей (Меркурий, к слову, выглядел как современный хипстер), даже звонок из Skype успел мелькнуть – показывают дионисийские элементы. Таким образом, мы получаем вечное противостояние двух сторон: небесного и земного.

Для удобства спектакль показывали не только на сцене: на заднем плане разместили огромный экран, где транслировалась постановка, и еще два маленьких экрана впереди по бокам. Но если главный экран как-то оправдывал свое присутствие, в определенных моментах являясь частью декораций, то два небольших передних скорее отвлекали внимание, нежели как-то дополняли постановку. В один момент мы видим на экранах изображение артиста, произносящего свою реплику и глядящего прямо в транслирующую камеру, а в следующую секунду перед нами мелькают спины или другие части тел актеров.

Владимир Хрущёв говорит, что один из акцентов постановки – проблемы семейных взаимоотношений. Букетно-конфетный период прошел, и в любой момент в жизни супругов может появиться тот, кто пошатнёт и без того дрейфующий корабль любви. Получилось ли донести эту мысль до зрителя – вопрос интересный, так как за нескончаемым потоком шуток и гротеска порой главная нить спектакля просто теряется. Говорить о серьезных вещах несерьезно – это особое искусство, где приходится идти по очень тоненькой дорожке. А потому склониться в пользу одной из сторон очень легко.

Еще одна интересная мысль, которая прослеживается в постановке – мужчина для женщины может быть либо любовником, либо мужем. Когда Алкмена впервые видит Юпитера в обличии своего мужа Амфитриона, она говорит, что он ведет себя как-то странно и совсем не так, как обычно. Вдохновлённый чувствами Юпитер не перестает восхищаться Алкменой, чего уже давно не делал настоящий Амфитрион. На слова Алкмены о том, что вновь возвратившийся Амфитрион ведет себя иначе, Юпитер отвечает, что он не муж ей, а любовник. Когда же возвращается настоящий супруг Алкмены, а вместе с ним и привычная холодность, на слова жены, что он сам назвался ее любовником, а теперь все отрицает, Амфитрион ответил: «Как же я могу быть тебе любовником, если я твой муж?» Выходит, супружеская жизнь действительно меняет влюбленных, и со временем от былой страсти остаются лишь тлеющие угольки. Именно поэтому Алкмена так быстро поддалась чарам Юпитера, бесконечно радуясь таким внезапным изменениям своего мужа и вновь почувствовав себя любимой.

В целом юмор в спектакле острый, понятный. Порой даже довольно приземленный. Было несколько моментов, когда шутки выглядели не очень естественно и не воспринимались аудиторией должным образом. Но легкая улыбка на лицах зрителей все равно возникала. Например, образ главного героя – Амфитриона, приближен к образу простого моряка современности, и его речь, и повадки показаны актером Дмитрием Беляковым соответствующим образом. Но иногда это подражание мужичку-работяге выглядит скорее нелепо, чем смешно. То же самое касается и перепалок между Амфитрионом и Созием, когда первый отвешивает тумаков второму за сущие пустяки.

Посетить эту новинку и оценить по собственным предпочтениям определенно стоит. Как минимум для того, чтобы сформировать о ней свое собственное мнение. А там, глядишь, «Амфитрион» заставит сердце всколыхнуться и задуматься о чем-то важном. Ведь человеческие отношения – основа всех вещей.

Фото: Фото Полины Карпович
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Тут жили мы: в Архангельске стоит наполовину снесенный дом с вещами съехавших жильцов
Анонимное мнение
Мнение
«Елки на фоне луж и грязи». Архангелогородец считает, что город слишком рано украшают к Новому году
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
«За что платят граждане?»: депутат гордумы оценила готовность Архангельска к морозам
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления