Северная Корея — самое закрытое от всего мира государство, однако нашему земляку Алексею Мазуренко удалось там побывать. Восемь дней архангелогородец провел в Корейской Народно-Демократической Республике, где познакомился с удивительными особенностями культуры и экономики обособленной страны, рискнул своей безопасностью ради фотографий и даже... съел собаку.
Помог «солнечный» загранпаспорт
В Северной Корее установлена монархическая диктатура и национал-коммунистический строй — чучхе. Долгое время в страну нельзя было просто так попасть в качестве туриста, — также, как и нельзя покинуть её границы. Однако Алексей Мазуренко, давно мечтавший там побывать, сделал себе такой подарок на день рождения. В августе этого года в Москве открылось лицензированное северокорейское туристическое агентство, буквально через неделю после его запуска Алексей туда обратился. Визу удалось оформить даже без выезда в столицу — на все ушло меньше недели.
— Может быть, все упростил тот факт, что заграничный паспорт был мне выдан 15 апреля 2010-го, а это как раз День Солнца — государственный праздник в КНДР, — шутит Алексей. — Это день летоисчисления, которое ведется там с 1912 года, с даты рождения Великого Вождя товарища Ким Ир Сена. И сейчас там 106-й год Чучхе.
Алексею подобрали тур, посвященный годовщине создания Трудовой партии Кореи. По прилету в Пхеньян его сразу встретили два персональных гида — мужчина Ким и девушка Син, а также водитель. С этой дружной компанией Алексей и передвигался по всей стране. Дни получились максимально насыщенными, оба гида свободно разговаривали на русском, и наш земляк не упускал возможности задавать вопросы, накопившиеся за годы самостоятельного изучения истории и культуры Северной Кореи.
Страна без английского и интернета
— Мой гид Син — студентка института туризма, — настолько хорошо говорит по-русски, что кажется, прожила в России большую часть жизни, хотя это, конечно, не так, — с выездом в другие страны там очень сложно. Разрешена разве что трудовая миграция, — когда летел из Кореи во Владивосток, был единственным иностранцем, остальные пассажиры — корейцы. Так что Син не сможет посмотреть на достопримечательности России, и связаться с ней тоже невозможно — как и у других жителей КНДР, у нее нет доступа ко всемирной паутине. Там есть только свой, внутренний интернет, и используют его в основном для образования, — комментирует Алексей. — Северная Корея ограничила себя, по их мнению, от всей ненужной и часто небезопасной информации о наркотиках и насилии, к примеру.
Иностранцев местные жители видят не часто, и потому смотрели на Алексея с неким удивлением, осторожностью и любопытством; «Вот, это да! Настоящий иностранец!». Атмосфера разряжается, когда делаешь им ненавязчивые знаки приветствия и уважения, — они улыбаются, могут помахать в ответ или даже разговориться, правда, очень немногие там говорят по-английски, так что в основном северянин общался с ними на языке жестов.
— Контакт с иностранцами — это некий стресс для корейцев, — считает Алексей. — Это системная страна со своими принципами, думаю, к человеку, который заговорил с чужаком, могут появиться вопросы. Конечно, это мое предположение, не более. Это максимально организованная страна, где общий коллективный порядок установлен во всем, — от личной жизни до труда.
«Я купил журнал "Корея", там тоже хорошо»
Алексей давно изучает корейскую культуру и сильно удивил гидов, когда запел на их родном языке, — это была национальная песня «Проспект Победы», гиды были в восторге.
— А еще я напевал «Гражданскую оборону», — вспоминает Алексей. — «Я купил журнал "Корея", там тоже хорошо, там товарищ Ким Ир Сен, там то же, что у нас», — когда Син услышала эти строчки, она захотела выучить текст. Я, конечно, объяснил,что песня воспринимается неоднозначно, так что наше совместное пение осталось нашим секретом.
Путешествие в Северную Корею обошлось Алексею Мазуренко в полторы тысячи евро — не включая карманные расходы и дороги из Архангельска во Владивосток, — туда наш земляк добирался самостоятельно.
— Северная Корея выбрала индивидуальный путь и не является частью глобального общества потребления. У них другая идеология. КНДР — это уникальный мир, и ты это понимаешь уже в аэропорту. На улице тут вы не увидите рекламу, также страна осознанно прервала связь с внешним миром — с мобильного тут не позвонить зарубеж, в том числе и в Россию. Есть, конечно, специальные карты для иностранцев, но они стоят очень дорого. Звонок можно сделать разве что из гостиницы. Конечно, присутствует дух той системы, которая была в нашей стране когда-то, однако там она реализована по-своему, и я бы не сказал, что окунулся в какую-то серую советскую реальность, для меня это путешествие запомнилось как ежедневный красочный и незабываемый праздник. Правда, я был гостем, возможно, если бы я с утра до вечера работал шесть дней в неделю и с двумя неделями отпуска в год, на многое смотрел бы иначе.
Три правила Северной Кореи
Работают здесь действительно много. Страну окружает горный массив — то есть развивать сельское хозяйство сложно. Почти никакой связи с другими странами нет. Алексей считает, окажись в таких условиях другая страна, развалилась бы, а тут живут — благодаря своему труду. Никому не завидовать, быть самостоятельными и способными защитить свою страну в любой момент — вот идеалы, которыми живет КНДР.
— В сложное время, когда они не могли покупать бензин, они даже стали использовать автомобили на углях, — говорит Алексей. — Я, кстати, видел такой паромобиль. Это грузовой транспорт с печью, в которую закидываются дрова. Скорость небольшая, но это было неплохой альтернативой. Сейчас у них таких машин практически не осталось, много иномарок можно увидеть на улицах и даже встречается русская «Приора», но, кто знает, в любой момент они могут остаться без бензина, и тогда паромобиль снова пригодится.
Кстати, личного транспорта тут нет, — только общественный. Разве что по должностным обязанностям могут выделить машину. Там много велосипедистов, мотоциклистов, — это доступно для личного владения, по улицам также ходят грузовые автомобили, троллейбусы и государственные такси.
Путин и северокорейские вожди
В Северной Корее Россию считают другом, и Алексей Мазуренко даже попал в телерепортаж центрального японского канала об отношениях КНДР с нашей страной. В этом видео Путин говорит о совместных планах, а наш земляк — один из немногих россиян, которым удалось там побывать, о своих впечатлениях от поездки. Кстати, когда президент России побывал в Северной Корее, на его приезд даже сочинили песню.
— В одном из ресторанов посетители поинтересовались, откуда я, и были очень рады узнать, что я из России. Правда, у корейцев есть непонимание, почему наша страна присоединяется к мировым санкциям против Северной Кореи, — «мы же ничего плохого вам не сделали, зачем вы следуете за Америкой и присоединяетесь к этому империалистическому злу». Я сказал честно, что далек от политики, но Россия не так автономна, как КНДР, и зависит от ряда стран и их благ цивилизации, также как и другие страны зависят от нашей страны.
Как известно, в Северной Корее установлен культ личности Ким Ир Сена и его сына — Ким Чен Ира, они тут обладают полубожественным статусом. Алексей считает, что европейскому человеку это сложно понять. Для местных жителей — это норма. Он относился к традициям с уважением, и когда сам был в мавзолее, лично поклонялся северокорейским вождям. А еще побывал в буддийском храме и даже видел купола православного.
КНДР тяжело переносит санкции, как может ищет приток валюты, и потому развивает туризм, в том числе индивидуальный — кроме Алексея в туре никого не было. Точками притяжения могут стать замечательные пляжи на восточном море, водопады, горы Гымган, а также новейшая, оборудованная по современным требованиям к спорту, комфортная горнолыжная база, 38-ая параллель (граница с Южной Кореей), Дворец науки и техники, Дворец Солнца (мавзолей Великих вождей), музей Победы, дворец пионеров, Алмазные горы, буддийские храмы, гробница короля Ван Гона и множество других достопримечательностей.
На местной кухне собаку съел
— Так совпало, что мой день рождения 8 октября выпадал на нашу поездку, с утра меня поздравили цветами и повели на прогулку в Алмазные горы. В Корее очень красивая природа, весь день мы дышали свежим воздухом, любовались красотами Алмазных гор, красивейшими водопадами. А вечером на центральной площади был салют, — не для меня, конечно, а в честь Государственного праздника, но это совпадение порадовало. Кстати, в свой день рождения я впервые съел собаку. Различные национальные корейские блюда в разных ресторанах страны я пробовал ежедневно, и не раз мне предлагали обед из... собаки. Всего 12 евро, — и блюдо подадут. Я скромно отказывался, чтобы никого не обидеть, объяснял, что экономлю...
В день рождения после салюта гиды, с которыми наш земляк уже успел подружиться, обратились к нему: «Алексей Николаевич, у нас для вас сюрприз!». На столе архангелогородец увидел суп, жареное мясо, — все из собаки.
— Я подумал, что животное уже не вернуть, и решился на дегустацию, — говорит Алексей. — Очень вкусно, кстати. Собак я ем не часто, но ни с чем другим сравнить не могу — не похоже ни на птицу, ни на говядину, ни на свинину. Если честно, я даже не старался вникнуть, что это за порода была. Так было проще.
Женщины мотивируют на трудовой подвиг
Гиды везде сопровождали Алексея, то есть самостоятельно где-то бродить возможности не было. В свой день рождения архангелогородец на пару минут отошел от своих спутников, — оказался у памятника вождям, к которому местные жители в этот день подносили цветы, — приехал автобус, из которого вышли люди для поклонения.
— Мне это показалось очень красивым, и я стал фотографировать, как люди чествуют вождей, — вспоминает Алексей. — Руководитель этой организованной группы увидел меня и я заметил в его глазах панику. Думаю, он обязан был сообщить, что встретил иностранца без сопровождения. При этом было видно, что он не решался ко мне подойти, чтобы все выяснить, и каким же счастьем озарилось его лицо, когда он увидел бегущих ко мне гидов. Там очень высокая гражданская ответственность, если видишь что-то подозрительное, твой долг — сообщить об этом.
Еще наш земляк из любопытства сфотографировал военных, за что чуть не поплатился, ведь это там строго запрещено. Гиды тогда аж побелели: «Алексей, не делайте так больше, мы ведь не сможем вам помочь».
— А мне просто показался интересным военный автомобиль со звуковыми установками, из которых были слышны мотивирующие речи. Кстати, по улицам также ездят машины, из которых играет музыка, которая будит местных жителей. А еще ежедневно по утрам женщины из трудовой партии выступают там на улицах с флагами, — перед началом рабочего дня мотивируют мужчин на трудовой подвиг. Когда я показываю фото, меня спрашивают, а где люди? Они работают! Там стопроцентная занятость. В КНДР нет безработицы, как говорят гиды, — нет и преступности. У людей там на это просто нет времени...
Наш земляк Алексей Мазуренко — один из немногих россиян, которые побывали в КНДР. Признается, что долго еще будет вспоминать это путешествие в страну, где все еще есть пионеры, где портреты Вождей висят в вагонах метро, а гаишники — это красавицы в нарядной форме и белых носочках. Листая фотографии, он признается, что было бы неплохо и Южную Корею посмотреть. Хотя можно считать, что и там он отметился. Когда был на границе, в районе 38-ой параллели, сделал шаг из Северной Кореи — в Южную, за другую сторону стола переговоров — формальную границу.