Знаете ли вы, что сегодня Новый год? На Руси поморы отмечали его не зимой, а 14 сентября по новому стилю — и чем урожайнее было лето, тем дольше праздновали. Может, помните, несколько лет подряд в современном уже Архангельске люди собирались на Поморский Новый год, уличные гулянья с обрядами и музыкой. Мы вспомнили, как это было, и выяснили, почему сегодня никто не выходит на улицу с факелами и не спускает на воду кострище.
Поморский Новый год — это возжигание
На первое января Новый год перенес Петр Первый, но старообрядцы все равно праздновали его осенью — когда урожай собран и накрыт стол, когда тяжелые работы в поле позади.
Впервые Поморский Новый год отметили в современном Архангельске в 2001 году. Праздник проводила общественная организация «Национально-культурная автономия поморов».
Архангелогородцы провожали год в традициях предков, встречали осень и пытались воспроизвести древние уличные гулянья — Осенины. Это праздник урожая, гостевания, угощения, окончания уборки яровых хлебов и огородных культур. А еще в это время крестьяне совершали поминки по мёртвым.
В один из таких праздников в современном Архангельске, к примеру, горожане возле каменных лабиринтов у «мореходки» имени В.И. Воронина зажгли и спустили на воду костровище-«маяк». Возжигание огня — это ключевой обряд старинного празднества, гасится старый и зажигается новый. Еще одним ярким зрелищем было факельное шествие. Эти обычаи из прошлого пересекались с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки.
Женщины встречали осень у воды
Еще в этот праздник на Руси почитали женщин. Рано утром они выходили к берегам озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина обычно стояла с угощением, а молодые вокруг неё пели песни. Затем разламывали хлеб на куски по числу присутствующих и кормили им домашний скот.
Женщины произносили заговорные слова: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» Также в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».
— Поморский Новый год — праздник с местным колоритом, — комментирует Андрей Свириденко, один из организаторов. — Совпадение с церковным Новолетием не случайно, этот церковно-государственный праздник отмечался на Руси с 14-го века, как дань византийской традиции. После реформ Петра Первого именно поморы дольше других отмечали своё Новолетие по старому стилю. Считаю, что место точки на годовом круге может быть любое, каждый в праве свои даты отмечать, мне лично ближе древние солнечные культы с их праздничными днями.
Зачем хоронили мух?
Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято». Еще один интересный обряд — похороны мух, а еще комаров, тараканов и клопов. Часто обряд принимал шуточный характер или высмеивал поведение кого-либо из жителей села. Насекомое отпевали и поминали, причитали, как положено, проводили панихиду. Обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Есть поверье, что насекомые связаны с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии. Вот, например, не совсем поморское, но тем не менее забавное причитание:
Попрыгунья блошка,
Подогни ножки,
Перестань скакать,
Пора ложиться помирать.
«До сих пор поздравляю в поморские красные дни»
Андрей Свириденко помогал в организации праздника в Архангельске с 2012 по 2014 годы, сегодня он вспоминает, как все проходило:
— Классные были события! Традиционная обрядовая часть проводилась на берегу Двины возле «мореходки». А фестивально-концертная — каждый год в разных местах. АГКЦ, «Искра», музейный дворик на Поморской. Абсолютно разные по формату события были, всегда оригинальные, без общего шаблона, интересные. Отличное время, жалеть не о чем! Масса впечатлений и воспоминаний о Новолетиях, большой труд. Внутри нашей орггруппы мы до сих пор поддерживаем общение, поздравляем друг друга с нашими поморскими красными днями, вспоминаем былые деяния.
Андрей считает, что молодёжь недостаточно интересуется историей и культурой родного края, по его мнению, сегодня в городе проходит немного мероприятий, основа которых — традиции прошлого.
— При этом праздники иных этнических общин в Архангельске проводятся громче и удалее. Город и область поддерживают свои культурно-исторические корневые традиции больше на уровне некой «поп-культуры», — резюмирует он.
«Хранителей и собирателей фольклора — единицы»
Почему не прижился «Поморский Новый год» в Архангельске, мы спросили и у главного организатора этого события Павла Есипова, который переехал из Архангельска в Петербург.
— Десять лет мы проводили Новолетие, — комментирует Павел Есипов. — Но были вынуждены прекратить деятельность организации. Наши инициативы не находили поддержки со стороны городских и областных властей и предпринимательского сообщества, а своих средств не было — коммерческой деятельности мы не вели. Внезапно наши заявки перестали брать гранты. Видимо, власти решили поддержать другую культуру — сами видите, какие события проходят в городе.
«Видимо, решили, что не богоугодное это дело»
— Мы хотели дать традициям прошлого новое звучание, чтобы все это не забылось со временем. У нас уже не так много осталось аутентичных музыкальных коллективов, которые грамотно вплетают народные мотивы в свое творчество. Хранителей и собирателей фольклора — единицы, — комментирует Павел Есипов. — Но у кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду? Поморский Новый год стал брендом — к нам приезжали федеральные журналисты и гости. Про Архангельск говорили на всю страну в положительном ключе. Было сложно сохранить праздник, палки в колеса ставили еще и представители РПЦ — древние обряды противоречат концепции современного православия. Власти, видимо, решили, что не богоугодное это дело — поддерживать такие организации. Так все и закончилось.
Мы обратились за комментарием в Архангельскую епархию и попросили сформулировать отношение РПЦ к народным праздникам, которые проводил в нашем городе Павел Есипов.
— 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю, Русская Православная Церковь отмечает церковное Новолетие или церковный Новый год, — комментирует пресс-секретарь Михаил Насонов. — Так было более 200 лет, пока Петр I не перенес празднование на 1 января. Павел Есипов с друзьями и соратниками, по его же словам, 14 сентября отмечал годовщину «Сотворения мира в Звёздном Храме по Даарийскому Круголету Числобога», посвященную воспоминаниям «Победы Великой Расы над Великим Драконом». Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам и к поморским традициям, остается загадкой. Как и все, что ему в нашем городе сопутствовало: факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное.
Вход на Поморский новый год всегда был свободным. Мы спросили у Михаила Насонова, в какой атмосфере его могут отметить архангелогородцы сегодня?
— Для православных христиан с сентября начинается годовой круг богослужений. Первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы, а последний — Ее Успение — переход из временной жизни в вечную. В церковный Новый год в храмах традиционно служится Божественная литургия и молебен. Кроме того, приходские общины часто организуют в этот день праздничные мероприятия: чаепития, совместные поездки на природу, концерты.
Елена Ионайтис