Архангельск — город с морской душой. Практически в каждой семье есть те, чья жизнь тесно и навсегда переплетена с морем. Непокорная стихия манит и молодых.
Михаилу Прокопьеву 20 лет, и свободные минуту он посвящает морю и кораблям. Правда, быть моряком молодой человек вовсе не хочет. Его страсть — воссоздание морской истории, судомоделизм. В 2016 году Михаил завоевал золото чемпионата мира в Калининграде. Победу в своем классе — С6 — ему принесла копия британского линейного крейсера «Худ».
От любопытства до образа жизни
В судомодельный кружок во Дворце детского юношеского творчества он пришел в 16 лет — старичок, по местным меркам. Обычно обучение начинают ребята в 5–6 классе, и чаще всего их приводят родители — воспитывать в чаде терпение и усидчивость. Михаил же пришел сам. Из любопытства.
— Никакой серьезности до кружка во мне не было. Я просто представить себе не мог, что буду сидеть и часами заниматься делом. Но от первого корабля у меня просто зажегся огонь внутри, я хотел как можно больше успеть сегодня. Занятие уже закончилось, а мне нужно еще, — вспоминает Михаил.
Его с детства увлекала военная история и в частности — история флота. Опыт работы с пластиком тоже был: начинал с того, что сам собирал модели танков и самолетов.
— Все мальчики в детстве играют в рыцарей, солдатиков, с палками бегают по двору. У меня все началось с того же. Потом я постоянно закупался книгами по военной истории. Лет в 13–14 меня переключило на флот. Может, это на генетическом уровне каком-то выросло — в семье у меня все мужчины по маминой линии моряки, — рассказывает Михаил.
Первым заданием в кружке было собрать с нуля деревянную баржу — для этого пришлось научиться работать лобзиком, самому вытачивать и обрабатывать наждачкой детали. Вскоре тренер дал в руки и первый набор — модель британского крейсера «Аврора». С тех пор судомоделизм превратился из простого увлечения в образ жизни.
Официально ребята занимаются дважды в неделю, но сборка модели затягивает настолько, что они проводят за этим процессом все свободное время. Даже на переменах в школе или университете увлеченного моделиста можно легко узнать — из рук он не выпустит книжку о кораблях.
Свои модели юные мастера создают из готового набора пластиковых деталей. Непосвященному может показаться, что увлечься здесь и нечем — это же всё равно, что собрать конструктор «Лего» или пазлы в мозаику. Оказывается, все сложнее. Такая работа требует вдумчивости, безукоризненного знания истории, а также пригодятся навыки плотника, столяра, токаря. Чаще всего набор требует дополнительной работы.
— Бывало такое, что корабль дается в наборе на 1941 год. Ты читаешь описание его в книжке, историю смотришь, и оказывается, у тебя какая-то деталь на 1943 год, а какой-то вообще не должно быть. Додумывать приходится самому. Если собрать такой корабль без анализа — получится черт знает что, — поясняет Михаил.
О спортивном духе судомоделизма
Точность моделисту важна не из личного педантизма. Судомоделизм — это тоже своего рода спорт, хоть официально таким он не признается из-за отсутствия соревновательного момента. Лучших моделистов разыскивают на профессиональных турнирах. Архангельские судомоделисты — участники и победители чемпионатов России и даже мира. В 2016 году Михаил Прокопьев стал чемпионом мира. Победу в своем классе — С6 — ему принесла копия британского линейного крейсера «Худ».
— «Худ» — это гордость британского военно-морского флота, олицетворение его величия, могущества. Он был какое-то время самым большим кораблем в военной истории. Поэтому он меня однозначно привлек. И я немножко фанат Великобритании, — рассказал о своем выборе Михаил.
В 2016 году эта победа стала для клуба настоящим прорывом. Архангельск впервые нашел финансирование для поездки на всемирный чемпионат, где Михаил взял золотую медаль в своем классе. Позже было серебро чемпионата Европы в болгарской Каварне и бронза Всероссийской выставки моделизма в Ступино — архангельский клуб стал для многих неожиданно сильным конкурентом.
Над «Худом» Михаил работал целый год.
— Самому пришлось делать многое. Самая сложная часть — это такелаж. Антенны и фалы, которые поднимают сигнальные флажки — в наборе для этого ничего нет, — вспоминает Прокопьев. — Мы брали бечёвку, распускали ее на волоски, которые почти не видны. Их мы и натягивали. Но и тут была опасность. Если ты натянешь эту ниточку между двух мачт чуть сильнее, то они сгибаются. А за это с чемпионата тебя моментально выпнут.
Кружковцы могут выбрать для своей работы любую модель, которая, конечно, уже выпущена в наборе. Но в мире русского судомоделизма существует одно негласное правило — не делать немецких судов времен Второй мировой войны. К таким моделям отношение двоякое:
— В Санкт-Петербурге есть конкурс — Кубок университетов. Там изначально были запрещены корабли фашистских держав: Италии, Японии и самой Германии на момент Второй мировой. Потом организаторы пошли еще дальше, они запретили все корабли, кроме отечественных. Мое же мнение — моделизм должен быть вне политики.
Дай человеку удочку, а не рыбу
Тренер и непререкаемый авторитет архангельских судомоделистов — Виктор Нечеухин. Сам в прошлом моряк, Виктор Леонидович учит ребят выдержке и серьезному подходу к работе.
Михаил признается, что только тренер смог объяснить ему, как важно иметь терпение и быть ответственным — своим собственным примером. Если делаешь дело, то будь добр сидеть и делать его, кропотливо и долго — таков его главный урок.
Сейчас Михаил учится на третьем курсе в САФУ. Любитель истории флота в будущей профессии видит себя скорее стратегом, чем практиком. Изучает политику и лингвистику. Но и работать в родной мастерской не забывает — теперь в качестве наставника. Новое поколение моделистов стараются учить уже по-другому: моделируют не только корабли, но и самолеты, танки... Главное правило в обучении: «Хочешь помочь, дай человеку не рыбу, а удочку». Работу юных подмастерий педагоги не правят сами — лишь подсказывают, что можно было бы доработать, дают фотографии и чертежи.
Сейчас архангельские судомоделисты вновь готовятся к бою — в сентябре их ждет чемпионат мира в Румынии, городе Галац. Перед ним, в апреле, ребятам нужно пройти квалификацию на чемпионате России. Туда поедут трое: сам Михаил с британским линкором «Кинг Джордж V» и двое его учеников.