Развлечения «Просто зажегся огонь внутри»: как архангельский студент и его модель покорили мир

«Просто зажегся огонь внутри»: как архангельский студент и его модель покорили мир

История 20-летнего Михаил Прокопьева, который стал чемпионом мира по судомоделированию.

Михаил Прокопьев не представляет свою жизнь без кораблей

Архангельск — город с морской душой. Практически в каждой семье есть те, чья жизнь тесно и навсегда переплетена с морем. Непокорная стихия манит и молодых.

Михаилу Прокопьеву 20 лет, и свободные минуту он посвящает морю и кораблям. Правда, быть моряком молодой человек вовсе не хочет. Его страсть — воссоздание морской истории, судомоделизм. В 2016 году Михаил завоевал золото чемпионата мира в Калининграде. Победу в своем классе — С6 — ему принесла копия британского линейного крейсера «Худ».

От любопытства до образа жизни

В судомодельный кружок во Дворце детского юношеского творчества он пришел в 16 лет — старичок, по местным меркам. Обычно обучение начинают ребята в 5–6 классе, и чаще всего их приводят родители — воспитывать в чаде терпение и усидчивость. Михаил же пришел сам. Из любопытства.

— Никакой серьезности до кружка во мне не было. Я просто представить себе не мог, что буду сидеть и часами заниматься делом. Но от первого корабля у меня просто зажегся огонь внутри, я хотел как можно больше успеть сегодня. Занятие уже закончилось, а мне нужно еще, — вспоминает Михаил.

Одна из работ Михаила

Его с детства увлекала военная история и в частности — история флота. Опыт работы с пластиком тоже был: начинал с того, что сам собирал модели танков и самолетов.

— Все мальчики в детстве играют в рыцарей, солдатиков, с палками бегают по двору. У меня все началось с того же. Потом я постоянно закупался книгами по военной истории. Лет в 13–14 меня переключило на флот. Может, это на генетическом уровне каком-то выросло — в семье у меня все мужчины по маминой линии моряки, — рассказывает Михаил.

Первым заданием в кружке было собрать с нуля деревянную баржу — для этого пришлось научиться работать лобзиком, самому вытачивать и обрабатывать наждачкой детали. Вскоре тренер дал в руки и первый набор — модель британского крейсера «Аврора». С тех пор судомоделизм превратился из простого увлечения в образ жизни.

Официально ребята занимаются дважды в неделю, но сборка модели затягивает настолько, что они проводят за этим процессом все свободное время. Даже на переменах в школе или университете увлеченного моделиста можно легко узнать — из рук он не выпустит книжку о кораблях.

Свои модели юные мастера создают из готового набора пластиковых деталей. Непосвященному может показаться, что увлечься здесь и нечем — это же всё равно, что собрать конструктор «Лего» или пазлы в мозаику. Оказывается, все сложнее. Такая работа требует вдумчивости, безукоризненного знания истории, а также пригодятся навыки плотника, столяра, токаря. Чаще всего набор требует дополнительной работы.

— Бывало такое, что корабль дается в наборе на 1941 год. Ты читаешь описание его в книжке, историю смотришь, и оказывается, у тебя какая-то деталь на 1943 год, а какой-то вообще не должно быть. Додумывать приходится самому. Если собрать такой корабль без анализа — получится черт знает что, — поясняет Михаил.

О спортивном духе судомоделизма

Инструменты, с помощью которых на свет появляются модели

Точность моделисту важна не из личного педантизма. Судомоделизм — это тоже своего рода спорт, хоть официально таким он не признается из-за отсутствия соревновательного момента. Лучших моделистов разыскивают на профессиональных турнирах. Архангельские судомоделисты — участники и победители чемпионатов России и даже мира. В 2016 году Михаил Прокопьев стал чемпионом мира. Победу в своем классе — С6 — ему принесла копия британского линейного крейсера «Худ».

— «Худ» — это гордость британского военно-морского флота, олицетворение его величия, могущества. Он был какое-то время самым большим кораблем в военной истории. Поэтому он меня однозначно привлек. И я немножко фанат Великобритании, — рассказал о своем выборе Михаил.

В 2016 году эта победа стала для клуба настоящим прорывом. Архангельск впервые нашел финансирование для поездки на всемирный чемпионат, где Михаил взял золотую медаль в своем классе. Позже было серебро чемпионата Европы в болгарской Каварне и бронза Всероссийской выставки моделизма в Ступино — архангельский клуб стал для многих неожиданно сильным конкурентом.

Судомоделирование - работа с мельчайшими деталями

Над «Худом» Михаил работал целый год.

— Самому пришлось делать многое. Самая сложная часть — это такелаж. Антенны и фалы, которые поднимают сигнальные флажки — в наборе для этого ничего нет, — вспоминает Прокопьев. — Мы брали бечёвку, распускали ее на волоски, которые почти не видны. Их мы и натягивали. Но и тут была опасность. Если ты натянешь эту ниточку между двух мачт чуть сильнее, то они сгибаются. А за это с чемпионата тебя моментально выпнут.

Кружковцы могут выбрать для своей работы любую модель, которая, конечно, уже выпущена в наборе. Но в мире русского судомоделизма существует одно негласное правило — не делать немецких судов времен Второй мировой войны. К таким моделям отношение двоякое:

— В Санкт-Петербурге есть конкурс — Кубок университетов. Там изначально были запрещены корабли фашистских держав: Италии, Японии и самой Германии на момент Второй мировой. Потом организаторы пошли еще дальше, они запретили все корабли, кроме отечественных. Мое же мнение — моделизм должен быть вне политики.

Дай человеку удочку, а не рыбу

Михаил за работой

Тренер и непререкаемый авторитет архангельских судомоделистов — Виктор Нечеухин. Сам в прошлом моряк, Виктор Леонидович учит ребят выдержке и серьезному подходу к работе.

Михаил признается, что только тренер смог объяснить ему, как важно иметь терпение и быть ответственным — своим собственным примером. Если делаешь дело, то будь добр сидеть и делать его, кропотливо и долго — таков его главный урок.

Сейчас Михаил учится на третьем курсе в САФУ. Любитель истории флота в будущей профессии видит себя скорее стратегом, чем практиком. Изучает политику и лингвистику. Но и работать в родной мастерской не забывает — теперь в качестве наставника. Новое поколение моделистов стараются учить уже по-другому: моделируют не только корабли, но и самолеты, танки... Главное правило в обучении: «Хочешь помочь, дай человеку не рыбу, а удочку». Работу юных подмастерий педагоги не правят сами — лишь подсказывают, что можно было бы доработать, дают фотографии и чертежи.

Сейчас архангельские судомоделисты вновь готовятся к бою — в сентябре их ждет чемпионат мира в Румынии, городе Галац. Перед ним, в апреле, ребятам нужно пройти квалификацию на чемпионате России. Туда поедут трое: сам Михаил с британским линкором «Кинг Джордж V» и двое его учеников.

Фото: Кристина Полевая
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Режим выживания»: архангельский краевед размышляет, что ждет Поморье в экономике и политике
Анонимное мнение
Мнение
«Сами создаем себе проблемы»: урбанист объяснил, чем плохи отдельные фазы для пешеходов
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: жительница Мурманска рассказала, как её дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Два юриста судятся с правительством области из-за мусора: что суд обязал сделать чиновников
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления