В семье Кулиш семеро детей, двое из них — приемные. Рома и Наташа раньше жили в Онежском районе, но мать с отцом сильно запили, и их лишили родительских прав. Родная тётя решилась на важный шаг и забрала их к себе — в тесноте, да не в обиде. Гостиная двухкомнатной двушки превратилась в детскую. Мы заглянули в гости и узнали, что изменилось в жизни брата и сестры в новом доме.
Дом узнали по веревке с ползунками
Наталья и Дмитрий живут на Левом берегу в двухэтажной деревяшке. На примете у нас было несколько семей с приемными детьми, но не все согласились показать свой быт и отношения с близкими. Наталья сразу пригласила в гости — скрывать нечего. Дом мы узнали сами — от окна на втором этаже через двор протянулась длиннющая веревка с разными детскими вещами — от совсем еще крошечных ползунков до подростковых футболок.
Отец в командировке, быт и малышня — пока целиком на маме. В комнате собрались дети, у двух дочек сегодня день рождения. Вечером здесь будут шумные посиделки с тортом. А пока что семейство едва размещается на диване.
«В тесноте, да не в обиде»
— Света у меня уже взрослая, ей 22 года, — рассказывает нам многодетна мама Наталья. — Где-то в годик она заболела сахарным диабетом, проявилось много сопутствующих заболеваний. Она инвалид. На второго ребенка я решалась очень долго. Настю родила только через восемь лет. Потом решилась на третьего — родила Лиду, а потом и Илюшу. После меня оперировали по онкологии. Врачи сказали, что не смогу иметь детей. Примерно в одно время с этим фактом я узнала, что мои племянники Рома и Наташа могут попасть в детский дом. Их отец, мой родной брат, запил, его жена — тоже. И детей у них отобрали. Я решила — это божий знак, он хочет утешить меня. Не расти же детям без семьи.
В тесноте, да не в обиде, — решили супруги Наталья и Дмитрий Кулиш и забрали Рому с Наташей к себе. Сегодня девочке — восемь, а ее братику — пять. Прошло два года с того момента, как они поселились в новый дом, за это время прежние родители практически не давали о себе знать.
Сначала дети попали в больницу
— Брат и его жена живут в Онежском районе, иногда мы бывали у них, но редко. Не знаю, как так быстро получилось, но они просто спились — дети жили сами по себе. Наташа и Рома сначала попали не к нам, а в больницу, — вспоминает мама. — Девочка получила ожоги, когда сама готовила себе еду. А Рома был сильно истощен. В два годика он кроме пьяного молока из груди ничего не видел. Я помню, какими они тогда были запуганными, худющими. Хотелось скорее показать им, что тут их любят. Что они в безопасности.
Наталья смеется — видимо, за это добрый поступок она получила еще один подарок, забеременела, и скоро у нее родился Леша, ему годик. Так в семье стало семеро по лавкам.
Опекунство на Рому и Наташу оформили быстро, в течение года, сначала попечителем была бабушка. Она и не знала, в каких условиях растут ее внуки, — сын много работал, в основном на вахтах. Кормил семью. А тут такое — просто разом махнул на все рукой.
— Мы подали документы в органы опеки, прошли обучение. Ходим до сих пор на занятия в центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Лучик». Там объясняют, как правильно вести себя с приемными детьми, потому что это дети особенные, — комментирует мама Наталья. — Они совсем другую жизнь повидали. Мам и пап готовят к тому, что трудности будут, но объясняют, как с ними справляться. Еще мы ходим в «Родительское кафе». Главная задача всех этих курсов — предотвратить возврат ребят обратно, в детский дом. Увы, такое порой бывает, но это не наша история.
«Холодильниками все еще брякаем»
Родители замечают, как за два года изменились Наташа и Рома. Конечно, с ними все еще работает психолог, но они уже стали более общительными.
— Остались какие-то черты от прошлого. До сих пор холодильниками ночью брякаем, — улыбается Наталья. — Но это пройдет. Они просто голодали долго. Как-то мы увидели, что Наташа в пять утра чистит картошку. Разогрели быстро еду, накормили ее. Был у нее поначалу страх что-то съесть впрок, запасти. Пьянство отца и матери было повседневностью. Когда отмечали первый Новый год, собрались за столом, Наташа спросила меня — а где водка? Для нее было удивлением, что мы немного выпили шампанского и всё. Она сказала — а у нас все на полу лежали.
Рома маленький, он почти ничего не помнит о старом доме. А Наташа порой рассказывает, как наказывали ее пьяные родители без причин. Прошло два года, и только сейчас она начинает доверять эти истории новой маме. Семейство ходит на занятия по субботам в центр социальных программ «Азбука добра», вместе со специалистами родители решили, что Наташу и Рому надо чем-то занять, чтобы они переключились на новое и хорошее.
— Я записала их в кружки, — говорит Наталья. — Теперь Наташа играет на флейте, занимается акробатикой в цирковой студии, еще они с Ромой ходят на вокал. У нас очень музыкальная семья. Другая моя дочь Лида играет на домбре. Рома пока побаивается выступать один. Ставим их вместе, берут первые места в конкурсах, получают медали. Их заслуги — наша гордость. Радость. Все наши дети между собой ладят, вместе гуляют, — это родные братья и сестры.
«Наш главный кормилец — папа»
— Как вы умудряетесь находить силы на такую большую семью? Муж у вас в командировках, все дела — на ваших плечах.
— Бывает, устаю или не знаю, как себя вести, но я чувствую поддержку от специалистов, которых посещаю вместе с детьми, — отвечает Наталья. — Мы максимально открыты, рассказываем им обо всех ситуациях, по которым возникают вопросы. Я ценю их консультации.
— А финансово сложно содержать такое семейство?
— Я сейчас в декрете. А так главный кормилец — наш папа. Он строитель и ремонты делает, зарабатывает хорошо. Может, не так много, чтобы квартиру новую купить, но на содержание детей нам хватает. Мы и сами иногда помогаем семьям в трудной финансовой ситуации — делаем поделки все вместе и участвуем в благотворительных ярмарках.
Прежние родители помощь не предлагают. Наталья и Дмитрий практически не общаются с ними. Брат из Онежского района ни разу не пытался вернуть детей, предложить деньги или привезти гостинцы. Его жена — тоже.
— У нее от первого брака еще трое детей, и воспитывает их не она, а бабушка, — говорит Наталья.
Купили квартиру, но оказались на улице
Насчет жилья у семьи Кулиш тоже интересная история. Они живут в двушке. Одна комната — большая детская, другая поменьше — для родителей. В первой все кровати складные, иначе не разместиться. Вечерами квартира похожа на детский лагерь. Распорядок в нем строгий — в 21:00 все без споров ложатся спать. Квартира не принадлежит семье, это жилье маневренного фонда. Наталья рассказывает, как несколько лет назад потеряла купленную жилплощадь.
— С бывшим мужем приобрели квартиру. Спустя время бывшая хозяйка умерла и ничего не приобрела для дочки. Девочка попала в детский дом. И последним местом ее регистрации стала та самая квартира, которую мы купили. Нас выселили, — вспоминает Наталья. — У меня тогда на руках был ребенок-инвалид и грудная дочка. Пришлось искать себе крышу над головой. Пять лет скитались по съемным квартирам. Сейчас стоим в списке на улучшение жилищных условий для семьи с ребенком-инвалидом — причем один раз нас с очереди просто скинули. Документы в администрации потеряли. Сейчас я стала старше, умнее, — все документы проверяю и храню. Целый комод бумажек... Получили материнский капитал, купили комнату старшей дочке. У нее задержка психического развития, она не может долго находиться с маленькими шумными детьми.
До «Признательности» — два года
Семья дружно уживается в двухкомнатной квартире, но мечтает о «трешке», как говорит Наталья — «нас бы это просто спасло». Уже ходили к главе города Игорю Годзишу на прием, — рассчитывают, что он сможет помочь. Только через два года семья получит диплом «Признательность» для многодетных семей — это денежное поощрение многодетных семей.
А пока что живут на улице Адмирала Макарова. Школа, садик, — рядом есть все необходимое, в том числе и тренировки и творческие кружки в ДК «Бакарица».
— В город ездим редко, разве что выступать, — говорит Наталья. — Все ребята у нас творческие, только Илюша — ему четыре — не определился пока, чем хочет заниматься. Я считаю, что если у ребенка прописан день, это и ему полезно, и родителям с таким режимом проще. Дисциплина у нас во всем, даже в питании. Кушаем по два человека — у нас маленькая кухонька.
Семья Кулиш похожа на маленький оркестр или импровизационный театр. Дети постоянно что-то поют, придумывают, играют на музыкальных инструментах. За два года Рома и Наташа стали в этой большой семье родными. У них теперь новая жизнь. И новая мама — так они уже называют Наталью Кулиш.