Семья карточки

Ждать до последнего нельзя: какие тревожные звоночки у ребенка — повод обратиться к психологам и логопедам

Чем раньше родители придут к специалистам, тем лучше смогут помочь своему малышу

Два педагога рассказали, как распознать первые признаки задержек в развитии. Их можно обнаружить еще до года

Педагоги центра «Другая сторона» уверены: о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются семьи, где растет ребенок с расстройством аутистического спектра или другими задержками в развитии, нужно говорить постоянно.

Почему? Специалисты буквально кричат: чем раньше родители распознают и начнут корректировать проблемы, тем больших успехов ребенок сможет добиться в будущем. Именно поэтому основной акцент педагоги делают на раннюю диагностику: консультации в центре ведут с детьми от одного года и даже восьми месяцев. Как понять, что малыша нужно показать специалисту? Публикуем подробную инструкцию для родителей.

  1. Когда стоит обратить более пристальное внимание на своего ребенка?
  2. Что должно насторожить в первые месяцы и годы жизни?
  3. Почему первые три года в жизни ребенка самые важные для формирования речи?
  4. Что должен уметь говорить ребенок в разном возрасте?
  5. К каким специалистам можно обратиться, если родители заметили один из тревожных сигналов?
  6. Как записаться на консультацию к педагогам центра «Другая сторона»?
1

Когда стоит обратить более пристальное внимание на своего ребенка?

Екатерина Каменченко — к. б. н., клинический психолог, логопед, который работает с детьми в центре «Другая сторона»

Определенный процент родителей, когда только готовится к появлению ребенка, уже знает, что на свет родится малыш с особенностями. Однако большинство семей не предполагают, что столкнутся с какими-либо нарушениями, ведь планомерная беременность и роды ничего не предвещают. Позже, когда появляются тревожные сигналы, это становится огромным стрессом для родителей.

— В основном к нам приходят родители детей в возрасте 1,5–2 года. В этот период мамы чаще всего бьют тревогу по двум причинам: либо ребенок не говорит, либо он неуправляемый и не реагирует на близких. Мы работаем с разными детьми. Иногда это всего лишь небольшая задержка речевого или эмоционального развития, которую достаточно легко компенсировать занятиями. Иногда проблемы глубже, и работа длится несколько лет. В любом случае чем раньше мы начнем работу, тем лучше, — объясняет педагог центра «Другая сторона», клинический психолог, логопед Екатерина Каменченко.

Подробное интервью с педагогами, где они дают ценные советы, как правильно играть и взаимодействовать с ребенком, смотрите в формате видео.

2

Что должно насторожить в первые месяцы и годы жизни?

Педагог Татьяна Нижник говорит, что первые три года жизни являются решающими в развитии ребенка

До рождения ребенка:

  • любая патология беременности и родов (рождение ребенка раньше или гораздо позже назначенного срока, гипоксия у малыша, ИВЛ, реанимация новорожденных, заболевания мамы во время беременности).

До одного года:

  • тяжелые травмы в первый год жизни — серьезные падения, ушибы;

  • отсутствие речи, и даже раньше — речевых вокализаций. Малыш может еще не разговаривать, но, если нет гуления, лепетания, это должно насторожить;

  • даже в первые месяцы жизни ребенок должен эмоционально откликаться на родителей. Если ребенок отстранен, не реагирует улыбкой, не ловит взгляд мамы или близких, это может стать поводом для обращения к специалистам.

Старше года:

  • психологи и врачи подчеркивают: развитие любой функции организма, будь то речь, мышление, память, двигательные навыки, имеет свои критические зоны развития — в определенный период у ребенка должен развиться конкретный навык. Поэтому стоит обратить внимание на умение есть с ложки, когда ребенок сел и пошел;

  • игры ребенка. Если игра атипичная: складывает башенки в линию, выстраивает животных в ряд, эмоционально ходит по кругу, кружится, а если мама пытается переключить, позвать — все попытки игнорируются;

  • не откликается на имя, не смотрит на маму;

  • нет просьб. Даже если речи еще нет, ребенок должен тянуться к игрушке, уметь показать, что он хочет;

  • если речь была до года, но потом пропала;

  • эмоциональное спокойствие: если ребенок отстранен, не приближен ни к кому из близких либо, наоборот, кричит, плачет без объективных на то причин.

Смотрите интервью с педагогами в видеоформате
3

Почему первые три года в жизни ребенка самые важные для формирования речи?

Умение формировать просьбы — важный навык для ребенка. Родители должны уметь стимулировать этот процесс

— В первые три года ребенок максимально восприимчив к речи. Это время является решающим для коррекции каких-то проблем. Чем раньше к нам обращаются родители, тем быстрее и эффективнее идет работа, и ребенок начинает говорить, если проблема именно в речевом развитии, — объясняет коррекционный педагог, психолог, специалист центра «Другая сторона» Татьяна Нижник.

4

Что должен уметь говорить ребенок в разном возрасте?

Даже в 2–4 месяца можно заметить первые тревожные звоночки

  • 2–4 месяца — начинается гуление, ребенок должен произносить певучие гласные буквы, не так много плачет (если это не так, стоит обратить внимание);

  • 6 месяцев — гуление сменяет лепетом. Ребенок начинает произносить слоги «ма», «ба» и т. д.;

  • 1 год — ребенок должен уметь произносить 8–12 слов, в том числе звукоподражание. Как едет машинка («би-би»), как мычит корова («му») — это тоже считается словом. Важно, чтобы ребенок откликался на имя, понимал смысл речи;

  • 2 года — появляются простые фразы, например: «Мама, дай»;

  • 3 года — ребенок говорит сложные предложения из нескольких слов и активно пользуется речью. Если малыш молчит или кричит — это повод обратиться к специалисту.

— Почему это важно? Задержка речевого развития — это всегда задержка познавательного развития. Если малыш не может пользоваться речью, выражать потребности, ему будет сложнее в будущем, — говорит Татьяна Нижник.

5

К каким специалистам можно обратиться, если родители заметили один из тревожных сигналов?

Педагоги просят родителей не бояться обратиться к специалистам. Иногда достаточно небольшой коррекции, и о задержках семья не будет вспоминать

— Своевременное обращение к специалистам поможет найти ответы на возникающие вопросы. Возможно, мама просто подстрахуется и развеет свои сомнения. В любом случае чем раньше мы начнем заниматься, тем лучше сможем скорректировать задержки развития. Чаще всего нетипичное поведение ребенка замечают мамы вторых детей, у которых есть с чем сравнить. Нам очень обидно, когда ребенок к нам попадает слишком поздно. Смотришь на малыша и видишь, что если бы с ним начали заниматься раньше, многих проблем удалось бы избежать, — говорит Екатерина Каменченко.

6

Как записаться на консультацию к педагогам центра «Другая сторона»?

Педагоги в один голос твердят: чем раньше начать корректировать задержки в развитии, тем большего ребенок сможет достичь в будущем

В центре «Другая сторона» занимаются всесторонней реабилитацией и социальной адаптацией детей с РАС и другими задержками речевого, психического развития.

Здесь есть центр ранней диагностики и детский сад, где ежедневно занимаются с особенными детьми.

Если вы заметили в своем ребенке один из тревожных сигналов, не тяните, обратитесь к специалистам.

Что говорят мамы Архангельска о педагогах центра, можно почитать в материале или посмотреть в видеосюжете.



Центр «Другая сторона» работает при поддержке Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, а также Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона»,
Архангельск, ул. Выучейского, 16, корпус 1;
телефон:
8 960 006-04-12;
группа во «ВКонтакте».

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалиста

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления