Воспитывать ребенка с особенностями непросто. Родители часто сталкиваются с проблемным и непредсказуемым поведением. Отсутствие речи и социальных навыков связаны — объясняют педагоги центра реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона». Когда у ребенка не развита способность коммуникации, у него просто не получается объяснить и попросить, что ему нужно, а родители не могут удовлетворить его потребности. Отсюда и появляются крики, истерики, слезы.
Запуск речи — один из самых частых запросов, с которым семьи Архангельска обращаются в центр «Другая сторона». Он находится в Архангельске на улице Выучейского, 16, корпус 1. Уже восемь лет педагоги, психологи, логопеды и АВА-тераписты занимаются здесь с детьми от года, у которых есть аутизм, РАС и другие задержки в развитии.
Карточки как альтернативная коммуникация
Один из инструментов — альтернативная коммуникация с помощью карточек PECS. Родители делают для ребенка специальный альбом с набором картинок, которые крепятся внутри на липучках. Выстраивая карточки одну за другой, дети учатся формулировать просьбу.
Вот, например, 5-летний Артем выкладывает картинки в предложение «я хочу» «пить» или «я хочу» «пружинку». Педагог Надежда Прокофьева сразу же понимает его и сначала дает бутылочку с водой, а потом предлагает вместе поиграть в любимую игрушку ребенка. У каждого ребенка карточки в наборе индивидуальные. Часто они отражают базовые потребности или символизируют любимые занятия, игрушки, лакомства. Поэтому со временем они меняются.
— Когда ребенок знает, как попросить то, что ему нужно, родители его лучше понимают, за счет этого мы сводим на нет проблематичное поведение, улучшаются социальные навыки, запускается коммуникация. Всё это способствует запуску речи, — объясняет клинический психолог, АВА-терапист Надежда Прокофьева.
Работа с карточками PECS состоит из шести этапов. Сначала ребенок просто подает карточку, потом учится делать это настойчиво, на расстоянии, подходя к педагогу. Кроме этого, часто дети с особенностями не могут сопоставить слово с предметом. С помощью карточек детей учат устанавливать эти связи.
Затем малыши учатся составлять предложения из множества карточек, изучают свойства предметов, постепенно вводя различные цвета, размеры, например, «я хочу красную машину» или «я хочу маленькую ложку». На шестом этапе ребенок уже сам формирует сложные предложения, используя ощущения и комментарии, например, «я чувствую запах мандарина», «я слышу звук поезда» и так далее.
По словам педагога, альтернативная коммуникация не заменяет речь, а способствует ее запуску на первоначальном этапе, когда у ребенка отсутствуют звуковые вокализации, эхо-навыки.
Как играть с ребенком
Еще один важный инструмент для запуска речи у детей дошкольного возраста — игра. Важно, чтобы взрослый — родитель или педагог — тоже был вовлечен в процесс. Например, активно проговаривал и эмоционально окрашивал, озвучивал все действия.
Маленький Дамир занимается в центре уже четыре года. Раньше у него было много нежелательного поведения — мальчик плакал, не хотел заниматься, не мог усидеть на месте или сконцентрироваться на игре. Сейчас ребенок стал гораздо спокойнее, он охотно садится за стол, внимательно слушает педагога.
— Благодаря нашим играм у Дамира есть хороший прогресс, стало больше усидчивости, спокойствия. Мы много уделяли внимания имитации. Например, я хлопаю, а ребенок должен за мной повторить. И если раньше у Дамира были стереотипные движения с предметами — он только по всему стучал или всё бросал, то теперь он может выполнять более сложные действия: покатать машинку, покормить животных, — объяснила педагог по развитию речи Екатерина Архирейская.
Формирование учебного поведения
Помимо игр, с детьми более старшего возраста педагоги начинают формировать интерес к учебе и новым знаниям. Так ребят постепенно готовят к школе.
Психолог Кристина Акованцева ведет с детьми занятия по развитию навыков. С пятилетним Костей, который сейчас ходит в детский сад, они учатся составлять фразы, отрабатывают навык просьбы, развивают пространственное мышление.
— Раньше Костя не выполнял требования и инструкции педагога, ему сложно давалась моторная имитация и звукоподражание. Сейчас мальчик уже познакомился со школьной системой, понимает, как строится урок, с желанием садится работать за стол, — рассказала Кристина.
Педагоги находятся в постоянном контакте с родителями и работают как одна команда. Может, поэтому многие семьи Архангельска считают, что команда центра «Другая сторона» способна творить чудеса.
Узнать подробности о занятиях центра и записаться на индивидуальную консультацию и диагностику ребенка можно по телефону +7 (960) 006-04-12.
Проект реализуется при поддержке Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.
Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона»
Архангельск, ул. Выучейского, 16, корпус 1;
телефон: +7 (960) 006-04-12;
группа во «ВКонтакте».
ИП Клиндюк Анна Васильевна, vk.com/drugaya_storona29