В некоторых детей в школе возникают конфликты с учителями. Это может сказаться на его настроении, успеваемости и даже здоровье. Детский психолог Татьяна Шукшина рассказала, что делать родителям, если они заметили, что учителю не нравится их ребенок.
Я всегда говорю о том, что родители для ребенка являются базой безопасности. Самое важное в жизни каждого ребенка — это знать, что родители его поддержат и защитят.
И так на самом деле бывает, когда у учителя и ученика возникает личная неприязнь. Иногда учитель негласно выбирает любимчиков, а остальных ребят в классе не замечает. Или того хуже, учитель выбирает ребенка, служащего «громоотводом». В любом из этих случаев родителям просто необходимо включиться.
Но чаще в практике встречаются случаи, когда ученик не воспринимает слова учителя, так как боится его крика и критических замечаний, а учитель, не понимая этого, ставит ему двойки за непослушание. Идет противодействие, которое ни к чему хорошему не ведет. У ребенка снижается успеваемость, мотивация, и вся эта история может отразиться на здоровье ребенка.
Самое важное в жизни каждого ребенка — это знать, что родители его поддержат и защитят.
Конечно, рекомендации будут индивидуальные в каждом конкретном случае. Но есть общие рекомендации. И первое, что можно сделать, если родители заметили ухудшения настроения у ребенка, снижение мотивации к учебе, а также снижение успеваемости — обязательно поговорить с ребенком о причинах. И тут два варианта развития событий. Ребенок может сказать, что случилось, но и может не сказать. Причины этому могут быть разные.
Но если диалог состоялся, и родители выяснили, что учитель или классный руководитель несправедлив к ребенку, второй шаг очевиден: родители идут в школу и пытаются выяснить причину недопонимания. Но тут могут возникнуть трудности, зачастую дети не хотят, чтобы родители приходили в школу. Обязательно нужно договориться с ребенком, постараться прийти к пониманию. Бывает, что дети стесняются присутствия родителей в школе, боятся прослыть ябедой, думают, что учитель потом будет еще больше их «недолюбливать». Да и если честно, сами родители боятся, что, если они придут в школу, ситуация может ухудшиться. Но практика показывает, что это напрасно. Все учителя хотят дисциплины в классе и им очень важна успеваемость. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы родители были включены в ситуацию.
Обязательно нужно договориться с ребенком, постараться прийти к пониманию.
Иногда просто разговора мало, так как сами родители могут неправильно трактовать ситуацию, да и учитель может не понимать, что не так он делает. И вот в этом случае я рекомендую обратиться к специалистам школы. А это школьный психолог или социальный педагог, которые помогут разобраться, по какой причине возникли сложности между учителем и учеником. Если родители не могут обратиться к школьным специалистам, тогда есть варианты обращения к специалистам вне школы. Но ситуацию нужно решать в начале ее возникновения, чтобы недопонимания не выросли в открытый конфликт, когда будет только один вариант: менять школу.
Если судить по моей практике, зачастую причины недопонимания между учеником и учителем в том, что учитель не учитывает личностных характеристик и темпераментных особенностей ребенка, а также ситуации, в которой находится ребенок в школе и дома. Часто учитель воспринимает поведение ребенка как сопротивление учебному процессу, и это не может не огорчать. Он вынужден усилить меры воздействия на ребенка, тем самым нагнетая обстановку.
В работе с родителями мы стараемся помочь не только ученику, но и учителю тоже. Мы выясняем причины возникновения недопонимания. Я через родителей передаю рекомендации учителю по взаимодействию с учеником на основе индивидуальных характерологических особенностей ребенка, а также ситуации, в которой находится ребенок в школе и дома.
Причины недопонимания между учеником и учителем в том, что учитель не учитывает личностных характеристик и темпераментных особенностей ребенка
Важно, чтобы родители сохраняли спокойствие, старались посмотреть на происходящее объективно. Тревожный родитель может напугать не только учителя, но и ребенка. Ребенок закроется и к нему будет сложно подобрать ключи. Реакция родителя, его поведение, его стратегии решения сложных ситуаций — это пример в первую очередь самому ребенку.
В таких случаях, как описаны выше, я рекомендую родителям поступить грамотно, постараться разобраться в ситуации через администрацию школы. Важна в этом случае работа с психологом, так как школьник сталкивается с социальной ситуацией, когда он подвергается психологическому давлению, и это небезопасно для дальнейшей социальной адаптации ребенка.
Важно быть внимательным и включенным в школьные дела ребенка. Стараться избегать субъективных оценок ситуации. Не стесняться проявлять родительскую ответственность, приходя в школу, но при этом сохранять достоинство и уважение. Знать своего ребенка, его личностные особенности для того, чтобы понимать, на что он может быть способен. И если самим родителям сложно быть объективными в ситуации, то обращение к специалисту даст ясную картину происходящего.