Вряд ли Архангельск может пожаловаться на недостаточное количество мест, где можно вкусно поесть. Но где можно поесть нашей, настоящей северной кухни? На эту тему порассуждал архангелогородец Влад Дреко.
Давно задался вопросом: а где в Архангельске местное? И всё больше убеждаюсь — крупицы, разбросанные по городу, как крошки голубям. Эти крупицы большие молодцы, но они малочисленны... Поделюсь некоторыми накопившимися мыслями и эмоциями. Катализатором послужила публикация Евгения Тенетова насчет поморской ухи в ресторане в здании почтовой конторы.
Да, природа с ее погодой, флорой, фауной, географией, акваторией, белыми ночами и сполохами — это местное. Но это не рукодельное, не созданное, а всего лишь нами у природы экспроприированное. Мы к этому созидательного отношения не имеем, а только пользуемся благами, совершенно бесплатными дарами природы. А где местное в смысле созданное? Создаваемое? Творимое?
В частности, где простая, обычная северная кухня?
Был ресторан «Поморский». Всегда его рекомендовал гостям города и сам бывал. И что он? Закрыт уже больше года. Говорят, на ремонт. Ждем.
Ресторан «Север» — легенда Архангельска! Мертв.
Кафе «Нептун» — мертво.
Ресторан «Соломбала» — мертв.
Ресторан «Полярный» — мертв.
Ресторан «Якорь» — мертв настолько, что даже костей не оставил (здание снесли).
Бар «Кают-компания» — мертв.
Столовая «Нулевая верста» — мертва.
И прочее, и прочее.
А сколько еще мест, которые не закрылись, но опошлились и потеряли свой былой уровень. Даже в названия вслушайтесь! Актуальные, локальные, аутентичные.
Что осталось? Есть ресторан «Малые Карелы». Да и он далеко, и даже вовсе за границей города. Вокруг всё какие-то изыски, экзотика и личные изощренные фантазии шеф-повара. И откровенно ничего по-настоящему северного, поморского, архангельского — простого, понятного, местного, вкусного и сытного.
Мне говорят: «В ресторан ходят не есть, а совершать гастрономические путешествия». Гастрономическое путешествие — прекрасно! Низведение простой еды до уровня гастрономических путешествий — это как раз иллюстрация умирания нашей культуры. То, что было доступно и обыденно, стало гастрономическим путешествием, ресторанным форматом, сравнительно излишне пафосным, что отталкивает. Приезжают к нам гости из других городов. Спрашивают северную, местную кухню. Куда их вести? Только, видимо, к поварам с гастрономическими изощрениями.
Да и не только про гостей речь. Что всё туристы да туристы. Мое мнение — Архангельск сильно перепиарен в теме туризма. В итоге приезжают гости с завышенными ожиданиями, которые разбиваются о суровую реальность отсутствия всего этого. Ведь всё величие города — уже в далеком прошлом, от которого порой и материального следа не осталось. Деревянная архитектура? Порт? Судостроение? Лесопиление? Ворота в Арктику? Поморская кухня? Ага-ага...
Дела надо делать, а не обертку-зазывалку рисовать. Даже я сам как рядовой житель города оказался обделен местной кухней. Нет ее. Есть всё, но не местное. Местное превратили в извращения и китч. А спрос есть! У меня, например.
Вот приходишь в столовку. Хочешь уху или рыбный суп. Есть это? Чаще всего нет! Только повсеместная солянка, борщ украинский, рассольник ленинградский, суп-лапша по-казачьи и пр. Я очень люблю украинский борщ, как и множество других прекрасных образцов национальных кухонь… Но где же наше?
На мой взгляд, общепит в Архангельске в целом качественный — это хорошо. Но общепит в Архангельске в подавляющем большинстве не архангельский — это плохо. Я не против ресторанов и гастрономических путешествий. Мне не по нраву лишь засилье этого всего в ущерб локальному. Сегодня в Архангельске есть и продолжают появляться грузинские, скандинавские, итальянские, аргентинские, армянские, азиатские и географически всякие разные другие заведения (либо их симулякры). Архангельские же лишь продолжают умирать. Благо хоть молочка местная богата разнообразием и качеством да мармелад с хлебом радуют.
В промежуточном итоге, что я хочу:
чтобы местное было доступным, а не экзотикой и гастрономическим путешествием. Потому что именно на местном основывается наша культура повседневности (взгляды, ценности, идеи и пр.) и завязывается экономика, логистика и пр. (собирать здесь, обрабатывать здесь, производить здесь, использовать самим, а сверхпроизведенное продавать дальше);
чтобы местное было наравне с неместным, потому что ценность в разнообразии и свободе выбора;
чтобы местное было живым и развивающимся, одновременно сохраняющим преемственность, чтобы была возможность выбора из разнообразия не только территориального, но и временного.
А пока к вам ко всем вопрос: куда в Архангельске привести гостей и себя во что-то по-настоящему местное? Я про еду.
Согласны с автором?