16 марта 2010 года Комиссия Архангельского УФАС России завершила рассмотрение первого в истории Архангельской области дела о сговоре на торгах.
Как сообщает ИА REGNUM, ранее Управлением была проведена внеплановая проверка действий аукционной комиссии, созданной мэрией г. Архангельска, при проведении открытого аукциона на право заключения муниципальных контрактов по шести лотам на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных учреждений здравоохранения. Участниками торгов стали представители 15 строительных фирм Архангельска. Данный аукцион был проведен заказчиком 14.07.2009. В ходе проверки было установлено, что многие из участников, допущенных к аукциону, присутствовали на торгах, но не заявляли своих предложений по цене либо, зарегистрировавшись и получив карточки для голосования, не являлись в зал проведения аукционов. При этом контракты заключались с единственным активным участником, который предлагал свое ценовое предложение, сниженное не более, чем на один шаг, или аукцион признавался несостоявшимся, и контракт заключался с единственным участником аукциона по максимальной цене.
В ходе расследования комиссия УФАС сопоставила поведение попавших под подозрение фирм. Установлено, что участники аукциона предварительно согласовали между собой поведение каждого из них, заранее предопределив победителя по каждому из лотов. Шестеро участников получили выигрышные лоты. Существующая практика говорит, что согласованность действий может быть доказана и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Компании, которые не заявили ценовых предложений при проведении рассматриваемого аукциона или зарегистрировались и не явились на него, тем самым создавали мнимую конкуренцию. Многие из них уже имели контракты, полученные по результатам других торгов. Никто из заподозренных в сговоре не смог логично объяснить свое пассивное поведение на торгах.
Таким образом, действия 15 хозяйствующих субъектов привели к заключению государственным заказчиком контракта либо по начальной (максимальной) цене контракта, либо по минимально сниженной цене на 0,5 или 1% от первоначальной, и являются поддержанием цен на торгах, что запрещается пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Действия подобного рода имеют высокую степень общественной опасности, т.к. приводят к ограничению конкуренции, а также к материальному ущербу для муниципального бюджета в виде средств, которые могли бы быть сэкономлены в результате честного поведения на аукционе.
Антимонопольное ведомство решило: 1. Признать со стороны ООО «Телма», ООО «Элфак», ООО «Орион», ООО «Севинтек», ЗАО «Северная экспедиция», ООО «ПромСервис», ООО «Архремстрой-Север-1», ООО «Архтехспецмонтаж», ООО «Монолит-С», ООО «ПрофиСтройДизайн», ООО «АртСтрой-С», ООО «Дельта-Строй», ООО «Элитстрой», ООО «Клото», ООО «СеверРемСтрой» факт нарушения норм закона «О защите конкуренции». 2. Выдать названным компаниям предписание о недопущении согласованных действий, способствующих повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в дальнейшем. 3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
В настоящее время Архангельским УФАС России возбуждено еще одно аналогичное дело в отношении восьми хозяйствующих субъектов, также работающих на рынке ремонтно-строительных работ.