Об Елене Вторыгиной в Архангельске говорят: ее энергии хватит на семерых. И действительно, Елена Андреевна очень яркий человек и политик, она много ездит по региону, проводит массу встреч, ведет активную законотворческую работу. Кроме того, Вторыгина четыре года руководит региональным отделением «Справедливой России», три года – депутат Государственной Думы РФ пятого созыва. Но многие архангелогородцы помнят ее как члена команды губернатора Анатолия Ефремова, в которой она отвечала за вопросы семьи, женщин и демографии. Как она сама говорит, тема детей и семьи для нее всегда была центральной, недаром в Госдуме она работает в профильном комитете. По ее мнению, забота о детях и семье – вопрос государственный, который должен решаться на самом высоком уровне. С этой темы мы и начали нашу с Еленой Андреевной беседу.
– Елена Андреевна, есть ли какие-то сдвиги в сфере поддержки материнства и детства в стране и регионе?
– Сдвиги есть, в первую очередь, эта тема прозвучала в недавнем послании президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Это радует: государство стало обращать внимание на семью и послание президента в этом плане – послание в будущее, в детей. Я об этом говорю уже тридцать лет! У нас все по остаточному принципу в семейной политике – сколько можно откладывать эти проблемы? Нужен государственный подход, ведь наше государство вымирает.
Ежегодно у нас в России умирает миллион человек, это страшные цифры, из 26 миллионов детей почти половина употребляет наркотики, пьет. Наш профильный комитет в Госдуме по делам детства и семьи – единственный, нет такого органа сегодня фактически ни в одном региональном парламенте, в том числе в Архангельском областном Собрании депутатов. Хорошо, что президент нас услышал и такой орган создается на федеральном уровне. Хотелось бы, чтобы был он и у нас в Архангельской области.
Кстати, мы в нашем комитете Госдумы разработали концепцию семейной политики, а также большинство федеральных законов по защите детей: против педофилии, насилия и так далее. Вопросы семьи, детства – приоритетные, я всегда об этом говорю.
– Недавняя ситуация с голодающими бездомными сиротами в Архангельске – показатель отношения власти к этим проблемам?
– Наша фракция в областном Собрании депутатов внесла поправку в областной бюджет об увеличении средств, касающуюся сирот, и я знаю, что она уже не прошла. Я буду говорить с губернатором по этому поводу. В бюджете региона подняли сумму на 16 % на обеспечение жилья сиротам, но ведь в очереди еще две тысячи детей, и они что – до самой смерти должны его ждать? Всегда на Руси говорили – сироту не обижай. Зато нашли ведь на пиар деньги. Что это за нужда – повышать информированность населения о работе правительства по улучшению социально-экономического положения в 2011 году? Господа хорошие, да население вам «за так» спасибо скажет, если вы реально улучшите его жизнь, хотя бы на чуть-чуть.
А на самом-то деле что? С детскими садами, сиротами, ветеранами ситуация какая? Ветеранов вообще почти загнали на кладбище – строят дом для них на Жаровихе, за городом, там – в десяти шагах кладбище. Считаю, что это безнравственно, как будто не могли найти нормального места для строительства дома для ветеранов.
– Непростая ситуация и на селе, о чем вы регулярно говорите...
– Да, вот недавний случай – ко мне со слезами обратилась директор школы из Холмогорского района. Решили там провести оптимизацию, сократить расходы, чтобы увеличить зарплату бюджетникам... А дальше – начнет действовать пресловутый закон об автономных учреждениях, который может привести к приватизации бюджетных объектов. Люди будут выброшены на улицу в итоге. А наше село, деревня после принятия этого закона не выживут. Там пойти работать некуда, а тут – оптимизация. Нужно отстаивать наш бюджет на федеральном уровне! И губернатор должен работать, лоббировать интересы области.
Кстати, я часто езжу по нашим районам и везде люди мне говорят – помогите нам, вы же власть. И я не имею права говорить, что я не могу им помочь, что мы не можем принимать решения, что это «партии власти» надо задавать вопросы. Я обязана их выслушать и помочь, потому что мне не все равно. Надо, чтобы наши чиновники почаще поднимали свои «мягкие места» и ездили по нашей Архангельской области. А то ведь скоро в деревнях будет только здание с российским флагом – совет поселения и больше ничего нет. Фельдшерско-акушерские пункты мы закрыли, клубы мы закрыли, все позакрывали.
А сейчас губернатор докладывает Владимиру Путину, что будут открыты 70 ФАПов. А зачем их раньше закрывал? Сколько я на эту тему говорила, сколько билась... Все массово закрывать не дело – надо смотреть, что это за муниципальное образование, есть ли дороги. Вон, в Ленском районе закрыли роддом, и предлагают ехать роженицам в Котлас! И как им быть? Бездушный какой-то подход.
– Митингов и голодовок в регионе в этом году хватило. Почему, на ваш взгляд, власть на них никак не реагирует?
– «Крышка кипения» у людей дошла уже до предела. Нужно еще благодарить наш терпеливый народ! Зато в газетах наших пишут, что «все хорошо», мнение оппозиции вообще до людей не доносят! Что, думаете, на страницах газет какие-то проблемные вещи будут обсуждаться? Нет, конечно. Критиковать никого нельзя – ни губернатора, ни правительство, ни областное Собрание. В лучшем случае найдем какого-нибудь мелкого чиновника, который оступился, и «дадим ему по мордам», а крупных провалов не замечаем.
Ведь на улицы выходит сегодня не только оппозиция, в большинстве – простые люди. И дело все в социальном неравенстве, когда разрыв составляет 800 раз! А безработица в регионе – это же вообще нечто. И эти мобильные центры занятости, которые ездят по нашим страшным дорогам, разве могут решить проблему? Приедет такой красивый и оборудованный автобус в деревню Конево и что? Хоть кого-то таким методом трудоустроили? Сомневаюсь. А оппозицию при этом, которая высказывает конструктивную критику и сама что-то предлагает, слышать не хотят.
– Но ведь не так давно в областном правительстве был создан совет политических партий, целью которого является сотрудничество, в том числе и с оппозицией...
– Так этот совет собирался всего один раз, по-моему, и то, когда меня в городе не было. Сейчас мы обсуждаем бюджет, главный документ, а консультации с партиями не проводятся. Президент встречается с фракциями и партиями, чтобы их выслушать, чтобы принять правильные решения. А у нас одна партия все решила, все наши поправки без аргументации отвергла.
Районам говорят, что мы будем вам давать деньги, если вы их не освоите. Я вспоминаю команду Анатолия Ефремова, где я работала. Никто из губернаторов так не ездил по районам, не проводил такой плодотворной работы. Причем, он ездил не охотиться и рыбачить, а мы сутками пахали, помогали главам районов. А сейчас принято ссылаться на 131й закон – это, мол, не мои полномочия, а твои... До того доруководили, что бабушка на селе не знает, куда обращаться, когда надо починить крыльцо! Все забюрократизировалось...
– Елена Андреевна, а может уместнее вернуть прямые выборы губернаторов? Когда народ сам может решать, кому быть во власти?
–Я за прямые выборы, чтобы губернатор был ответственен перед своим населением. Он должен знать, как живут люди в его регионе, а не на Кремль оглядываться. Столько мне приходится всего выслушивать из уст людей! Недовольство. И мне очень стыдно, потому, что народ наш прав. Где вы слышали, чтобы наш губернатор провел прием по личным вопросам? У меня 15 приемных работает по области, в том числе две – в Архангельске. А губернатор чем хуже? Пусть общается с людьми. К сожалению, могу констатировать, что диалога с властью у нас не получилось.
– Какая, на ваш взгляд, самая уязвимая сфера экономики Архангельской области, которой стоит уделять самое пристальное внимание?
– Лесопромышленный комплекс, однозначно. Это «золотые зернышки» нашей области, однако здесь тоже все не слава богу. Нет программы действий власти по развитию лесопромышленного комплекса, мощная программа, где бы все учитывалось – лесные дороги и так далее. Кроме того, мы не развиваем малое предпринимательство – только говорим. Спасти экономику можно за счет именно малого бизнеса, ТОСов, фермерских хозяйств. Но тут нужно целый ряд механизмов выработать, в том числе по кредитованию. Актуален для региона и кадровый вопрос. Сегодня очень много людей уезжают из Архангельской области в поисках лучшей доли.
– Можно ли как-то контролировать исполнительную власть, губернатора? Ввести какие-то механизмы контроля что ли?
– У нас в региональных парламентах большинство у партии власти, и губернаторы перед ними и отчитываются. Все это неэффективно. Я уже не говорю о выборах – голосовать сейчас нет смысла: порог явки отменили, графу «против всех» убрали, скоро еще будет электронное голосование. А фальсификации! Все говорит о том, что честных выборов попросту нет! Сплошной административный ресурс. Вот, последние выборы по Соломбальскому округу – было ясно, что победил Алексей Попов. Но результаты оказались другими.
– Елена Андреевна, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов предлагал президенту список кандидатов на пост губернаторов, где были и вы. Как вы думаете, смогли бы взвалить на себя эту ношу?
– Хочу сказать, что женщина, в отличие от мужчины, думает не о прибыли, а мыслит сердцем, душой... У нас не так много женщин-губернаторов – в Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском округе. Женщина – рачительная хозяйка, каждую копейку считает, бережет бюджет. А не думает об откатах, не погрязает в коррупции.
– Может, перестанут уже нашу область называть болотом...
– У нас замечательный регион и прекрасные люди! Только бы еще власть была достойной этого народа. Но я надежду не теряю, потому, что верю в справедливость.