Проблема ветхого жилья в Архангельске так уже всем надоела, что вызывает у большинства архангелогородцев праведный гнев. Доколе, – вопрошают люди, мы будем жить в полуразрушенных домах с печным отоплением, без горячей и даже холодной воды, газа, с прогнившими сваями, текущими крышами и отсутствием всяких перспектив? Чиновники отвечают: мы стараемся, строим, работаем. Однако если пройтись даже по центру Архангельска – работы этой не увидишь. Зато увидишь десятки, сотни съезжающих со свай деревяшек, а то и даже просто бараков, которые еще советское правительство обещало снести в канун постройки коммунизма. Коммунизм так и не построили, а дома – не расселили. Наверное, судьба такая у Архангельска – даже в век высоких технологий оставаться деревянным.
Когда-то, во время своего визита в Архангельск в 1962 году, Никита Хрущев был крайне удивлен деревянными мостовыми. Ходил слух, что он наступил на одну такую доску, которая чуть ли не по голове его стукнула другим концом. Наверное, это уже утрирование, но в нем есть смысл. Дело в том, что эта самая доска ударяет по головам архангелогородцев каждый день. Имя этой доске – ветхое жилье. Когда-то бывший мэр Архангельска Александр Донской даже в президенты России выдвинулся, чтобы обратить внимание федерального правительства на проблему ветхого жилья. Потом Донского «разоблачили» и отправили в отставку. Новый мэр Виктор Павленко взял к себе в заместители московского «строителя» Юрия Шаулова. Того самого, печально известного, который умудрился увести 119 миллионов рублей, предназначенных на строительство социального дома на Сульфате. Теперь Шаулова ищет милиция, ищет уж год, да не может найти... Дом, ставший единственной надеждой жильцов аварийных трущоб, так и не достроен. Но рапорты о строительстве мэрия Архангельска выдает исправно. Был бы результат, как говорится.
Жилье не строится, ветхие дома сходят со свай, а цены на недвижимость на вторичном рынке растут как на дрожжах. Если в «кризисный» 2009-й однокомнатная хрущевка в центре Архангельска стоила в среднем 1 млн 300 рублей, то теперь цена достигла 2 млн. Даже на окраине города – в районе Варавино-Фактория «двушку» можно купить за 1 млн 500, а на Сульфате чуть дешевле, но сумма также превышает миллион. Самое дешевое жилье – в бараках и деревяшках на Бревеннике. Там даже за 200 тысяч можно квартиру купить. Другой вопрос – что потом с этими «метрами» делать? Добраться от Бревенника до Архангельска непросто – все-таки островная территория, да и дома без воды, многие и без отопления. Такое жилье подойдет разве что спившемуся гражданину, накопившему долгов за коммуналку и выселенному из благоустроенной квартиры. Риелторы прогнозируют, что цены на недвижимость взлетать не будут. Но при практически полном отсутствии строительства социального жилья веры в то, что метры не подорожают, практически нет. И залезают люди в кабалу, которой придумали импортное название «ипотека». Однако и она доступна малому числу населения. Просто потому, что денег мало и зарплаты в бюджетной сфере не растут более трех лет (нынешнее увеличение на 6,5% не в счет – это слезы в сравнении с тарифами и ценами в магазинах).
При переезде через Кузнечевский мост, прямо рядом с буквами «Соломбала» «красуется» один из таких ветхих долгожителей, про которые в народе говорят «сарай, вода, помои». Так вот на это доме висит плакат «Неслучайно. РОСНО». Вот уж действительно, неслучайно, иначе и не скажешь. Неслучайно мы живем в таких домах и можем только мечтать об элитных квартирах типа многоэтажки напротив. Говорят, напротив этого соломбальского домика живут архангельские чиновники. И каждый день из своих окон видят это жалкое зрелище. Или привыкли, или на окнах все время жалюзи закрыты. Чтобы не видеть. Закрыл глаза – решил проблему, как говорится.
Опрошенные сайтом жители Архангельска – эксперты, риелторы и простые жители на вопрос «Можно ли решить жилищный вопрос в Архангельске?» тяжело вздыхали. А некоторые ответы, по цензурным соображениям, приводить просто нельзя – мат с междометиями да брань одна. Но были и конструктивные предложения без лозунгов «Взять все и поделить!».
Андрей Перцев, эксперт: «Суждение о том, что Архангельск – столица ветхого жилья стало уже сакраментальным. И отрыв в этом статусе наш город, к сожалению, с каждым годом увеличивает. Нерешаемых проблем, как известно, не бывает. Но для этого нужна воля руководства: городского, областного и федерального. Пути при желании можно найти: софинансирование с гражданами, льготная для жителей северов ипотека. Но сосредоточилось государство только на строительстве за бюджетный счет: так распилов намного больше, бюджетные средства бесконтрольны, вернее, подконтрольны тем, кто сидит на распределении этих потоков. Сколько бы денег не выделялось, львиная их доля расходится по карманам чиновников. «Шауловский дом» – тому пример»
Константин, риелтор: «Сейчас строят в основном элитное жилье, пока не урегулируются цены на новое жилье, люди будут жить в старых квартирах. Цены на недвижимость взлетают, во многом из-за риелторов, они (ну, имеется в виду мы) взвинчивают цены. Человек хочет купить квартиру, например, за миллион, приходит риелтор и предлагает сделать это за 1 млн 100 тысяч рублей. А другой человек читает объявления и видит цену уже 1 млн 100 тысяч рублей. А другой хочет продать – уже за 1 млн 100 тысяч рублей, находит риелтора, который предлагает продать за 1 млн 200 тысяч рублей. Так цены и взлетают, а покупать квартиры все равно будут. И себестоимость строительства дорога».
Оксана, сотрудник банка: «Я считаю, что деньги, выделяемые на ветхое жилье, у нас попросту растворяются. Нужно строить новое жилье. А для себя выход я вижу в том, чтобы, например, свою квартиру в ветхом доме обменять на благоустроенную, пусть на вторичном рынке. Я готова даже платить ипотеку, но не по нынешним ценам. А ведь есть еще и немало людей, у которых вообще нет денег на покупку жилья».
Геннадий, «ветхий жилец»: «Вы были у меня дома? Нет? Придите, посмотрите! Живу в Маймаксе – дому уже больше 60 лет, ни отопления, ни горячей воды. Полы прогнили, дома постоянно холодно, щели... А кому писать и звонить? Медведеву или Путину? Да у нас половина Архангельска так живет и всем наплевать. Зато строят в центре элитные дома. Для кого? Ну, не для нас с вами – точно».
Марина, менеджер: «Очень хочу свою квартиру, но пока вынуждена снимать. Даже не верю в то, что жилищную проблему можно решить. У меня вся надежда на удачное замужество. Сама я на квартиру точно не накоплю…»