2011 год в Архангельской области объявлен годом Поморской культуры. Чиновники говорят буквально следующее: впереди юбилей великого земляка Михаила Ломоносова, который был не только ученым-энциклопедистом, но и художником, поэтом. Прославил он Поморье на весь мир, а мы теперь пожинаем плоды. В прямом и переносном смысле.
Областное правительство сообщает, что «в настоящее время разработано около 40 социально-экономических, культурных мероприятий. Все они будут проводиться правительством Архангельской области совместно с ассоциацией поморов Архангельской области, объединившей в своем составе девять основных поморских объединений». В рамках года Поморской культуры будут проводиться многочисленные мероприятия по развитию культурного и исторического наследия, по поддержке людей, ведущих традиционные промыслы на побережье Белого моря, популяризации поморской культуры за пределами нашего региона. Инициатива проведения года поморской культуры принадлежит губернатору Архангельской области Илье Михальчуку. Наконец-то обратила власть внимание на культуру. Казалось бы...
Но работники культуры заботы власти о себе не чувствуют. Вот недавняя история с возможным выселением уникальной на Севере детской музыкальной школы Баренцева региона. Тревогу забили родители учеников и педагоги, и почему-то в воздухе повисло тяжелое и некрасивое, иностранное слово «рейдерство». Областное правительство поспешило оправдаться – мол, все дело в пожарной безопасности. По этой же причине недавно был закрыт популярный клуб М33. Но народ-то наш знает, что пожнадзор зачастую приходит в те учреждения, которые вызывают у кого-то интерес. Это всего лишь домыслы, но рождаются они не в одной голове. Вспомним недавнюю историю – ситуацию вокруг областного театра драмы им. Ломоносова, который открыл свою основную сцену после масштабной реконструкции на федеральные средства. Актеры говорили – 10 лет строили, театр никому был не нужен, а построили – сразу налетели. В том числе разного рода столичные «бизнесмены от культуры» типа Леонида Дзюника, который пришел «сворачивать горы» в Архангельском театре драмы. Горы он не свернул, зато ему чуть не свернули голову – артисты объявили голодовку, а затем и забастовку, требуя от властей не допустить «рейдерского захвата».
Театр отстояли, но тревога осталась. Ведь очагов культуры в городе много, а находятся многие в достаточно выгодных местах. Например, музей художника и сказочника Степана Писахова – в историческом месте, на Поморской. Чем не кафе и клуб в перспективе? Музейщики даже думать боятся о том, что их могут выселить или переквалифицировать в официантов. А что? Когда-то также били тревогу по поводу городской библиотеки, часть которой архангельский предприниматель предложил переделать под кафе. Теперь это кафе успешно работает, приносит доход. А культура наша как была нищая, так ей и осталась.
Например, говорят о зарплатах. С 1 января их бюджетникам подняли на 6,5 %. Но в сущности – что это для работника библиотеки, музея или театра? Рублей 100-300, ну от силы 500. При нынешних ценах-тарифах – даже не слезы, – капля. Например, молодой сотрудник музея получает 6 тысяч рублей, тот что опытнее – от силы 8-10. Один энтузиазм, но ведь на нем далеко не уедешь. А надо отдать должное нашим работникам культуры – они еще и фестивали проводят, новые проекты запускают, становятся известными на федеральном уровне. Но помощи из бюджета уже никто не ждет. «Культура финансируется по остаточному принципу» – жестокая фраза, которая прижилась еще с советских времен. По остаточному – значит, очистки-объедки.
А тут еще впереди очередная порция страха и печали под названием «автономные учреждения». Планируется, что уже в следующем году наша культура целиком уйдет в эту самую «автономку». Значит это, что финансировать будут только конкретные «проекты», а основная деятельность будет осуществляться театрами, музеями и библиотеками за свой счет. Получается, что правительство может оплатить, например, постановку двух спектаклей – а дальше сами справляйтесь. Хуже дела обстоят с библиотеками и музеями – им заработать будет сложнее, чем в театрах, – продавать по сути нечего. Многие руководители учреждений культуры видят за «автономкой» возможность будущей приватизации зданий – придет к власти некий собственник, который пообещает «эффективное развития». А все развитие выльется в открытие ресторанов, баров и дискотек вместо консервативных учреждений культуры. И тогда – можно встречать культурный Армагеддон. А дальше, как в той пьесе, – тишина.
Вопрос, который мы задали жителям города и работникам культуры в частности, звучит так: «Изменится ли в ближайшем будущем отношение к сфере культуры, в том числе – в нашем регионе?»
Руководитель организации, Ольга: «Изменится отношение, но в худшую сторону. Я не удивлюсь, если в какой-то день мы узнаем, что Эрмитаж кому-то продан. Может быть, даже иностранцам. У нас теперь в культуре все так. Иллюзии на этот счет я не питаю».
Руководитель IT отдела, Станислав: «Думаю, что отношение к культуре зависит от качества этой самой культуры, которую человек наблюдает по жизни. Если культура направлена на заботу о душе человека – человек и внешне, и внутренне будет это приветствовать. Если же культура призывает к интересам тела, человек инстинктивно будет отторгать такие являния, хотя на внешнем уровне ему это может быть и будет нравиться».
Работник театра, Александр: «Мы, конечно, народ терпеливый – ждем, что нас услышат, помогут. Например, выделят денег на постановки новых спектаклей. Но если во время губернаторства Анатолия Ефремова у нас хотя бы кинофестивали проводились и культура хоть как-то на виду была, то сейчас безвременье. Ощущение, что мы никому не нужны. А еще нас пугает коммерциализация – возможность приватизации культурных объектов».
Журналист, Николай: «Ох, сложно говорить о нашей поморской культуре. Тема не из легких... Когда у нас в культуре к власти приходят «эффективные менеджеры» вроде Леонида Дзюника в театр драмы – пиши-пропало. А откуда ноги растут? Из коридоров областного правительства».
Менеджер по рекламе, Лев: «Она перейдет на другой уровень. Все подвержено прогрессу. Во власти же всегда существовали люди, которые греют руки на культуре. И дальше будут греть. Увы. Сейчас обычному человеку не сходить на джазовый концерт – билеты дорогие. Недоступна культура... ».