СЕЙЧАС +0°С
Все новости
Все новости

Лидия Буторина, заместитель министра образования, науки и культуры Архангельской области: «Культуре не хватает системности»

Поделиться

Поделиться

Не так давно в Поморье прошла правительственная реформа, в результате которой на смену департаментам и комитетам пришли министерства. Было создано и единое министерство образования, науки и культуры во главе с Ильей Иванкиным. Сферой культуры теперь непосредственно занимается Лидия Буторина, заместитель министра. Нынешний год объявлен в регионе Годом поморской культуры. Это означает, что ожидается много интересных культурных мероприятий и проектов. Об этом и, конечно же, о проблемах, мы беседуем с Лидией Буториной.

– Лидия Валентиновна, не так давно двум актрисам Архангельского театра драмы им. Ломоносова наконец-то присвоили почетные звания, впервые за 13 лет. На ваш взгляд, есть ли необходимость в подобном стимулировании творческих работников?

– Конечно. Это очень увлеченные и бесконечно, безраздельно преданные своему делу люди, которым очень важно общественное признание, оценка их деятельности. Более чем уверена, что для профессиональных артистов, работников культуры моральная поддержка просто необходима. В области единицы тех, кто имеют звания «заслуженный деятель искусств», по 2-3 человека в районах – звания «заслуженный работник культуры». С сожалением могу констатировать, что неприсвоение званий иной раз кроется в слабом управлении и плохой организации данной работы в учреждениях, в отделах культуры, в нежелании качественно подготовить наградные материалы, а не в том, что нет оснований и нет претендентов. Необходимо обосновать и доказать и коллегии Министерства культуры РФ и президенту России на бумаге – вон, вклад конкретного человека в культуру и искусство России. Я сама вижу характеристики – а там всего три строчки! Неужели нельзя написать о заслугах человека, достойно его представить, подобрать нужные слова?! То же самое и с областными наградами.

– Будут ли продолжать вручать областные премии по культуре? Сейчас они, насколько я знаю, перестали быть именными – имени Рубцова, Плотникова и так далее.

– Да, сейчас принято положение о пяти премиях в области культуры и искусства Архангельской области. Одна из основных задач на будущий год – увеличить финансовый объем этих премий, сейчас он достаточно скромный. К сожалению, повторюсь, оставляет желать лучшего подача документов на присвоение премий. Может быть, мы пока еще только нарабатываем опыт, может быть, недостаточно информации, но всего лишь восемь претендентов в этом году на пять премий – это маловато. И особенно меня тревожит отсутствие предложений из муниципальных образований. Я более чем уверена, что там есть достойные люди. Но опять же тут важно рассказать о вкладе конкретного человека (или коллектива) в конкретное дело, проект, в данный отрезок времени, каков результат для сохранения и развития культуры и искусства Архангельской области, почему и за что присваивается премия.

– Яркий пример инициативности и креативности – архангельский музей Писахова, который недавно получил премию по культуре...

– По поводу музеев и библиотек существует определенный стереотип: библиотека – этакий «пункт приема и выдачи» книг, музей – «неприкосновенное хранилище», особенно, если речь идет о муниципальных музеях, где порой и о научной составляющей забывают. Но времена меняются, и сегодня будут поддерживаться те проекты, которые ставят новаторские цели. Нужны новые нестандартные подходы к организации работы. Вот как сделать так, чтобы для молодежи стало модно ходить в музеи, библиотеки, на выставки, быть знатоком в области краеведения и искусства? Например, в Верхнетоемской музыкальной школе (совсем недавно из командировки), приобрели синтезатор и стали учить играть. Это предмет по выбору, и ребята им интересуются. Ведь век другой, темп другой, и хочется представить себе музыку, например, в оркестровом объеме звучания. Конечно, это не должно подменять основу лучшего в мире российского музыкального образования, но для расширения и применения навыков очень даже может быть.

Кстати, в этом направлении сегодня развиваются многие музыкальные школы , очень интересно построена работа в области применения современных технологий в ДШИ «Радуга» (Устьяны). И мы всегда приветствуем инновационные проекты – тот же музей Писахова. А в конце мая мы хотим реализовать проект «Ночь в музее» во всех музеях Архангельской области одновременно. Как мне показалось, наши муниципальные учреждения культуры, ждут координации, взаимодействия, готовы к таким проектам, как будто соскучились друг без друга, ведь культуру невозможно разделить по полномочиям, только вместе, только сообща.

– Лидия Валентиновна, как вы сейчас выстраиваете отношения с творческими союзами – писателей, художников, театральных деятелей?

– Когда я приступила к исполнению своих обязанностей, сразу же попросила организовать мне встречу с творческими союзами. И мы так договорились – раз в месяц я провожу планерку с руководителями учреждений культуры, куда приглашаются руководители общественных организаций и Союзов. Но выбор за ними – есть вопросы для всеобщего обсуждения, они приходят, нет – в рабочем порядке, но мы всегда готовы к ним прислушаться. Мне гораздо важнее, чтобы мы взаимодействовали, знать позиции творческих объединений. Вот, к примеру, Союз художников – работаем активно, недавно был их юбилей, есть целый ряд интересных предложений для совместных проектов. Что касается областного отделения Союза театральных деятелей – они часто волнуются по поводу помещения. Всегда говорила и говорю, что помещение у них сохранится в здании театра драмы. Готовы мы помогать и с фестивалем «Ваш выход», дать ему другое наполнение, чтобы поддержать тех , кто удачно дебютировал, у кого получилась интересная актерская работа.

Вообще, мы очень серьезно поднимаем тему театра – в декабре прошлого года посвятили этому целое совещание, на которое пригласили заместителей глав районов, руководителей театров, в том числе и муниципальных, сейчас готовим нормативно-закрнодательные акты в области театрального искусства. Большой проект – театральный фестиваль «Родниковое слово», который в прошлом году был приурочен к юбилею Федора Абрамова. Здесь отдельное спасибо Фонду им. С. Плотникова, которой возглавляет О. Е. Халтурина. И Союз писателей сегодня располагается в областной библиотеке им. Н. А. Добролюбова. Ресурс творческих союзов для нас очень значим, там каждый человек – личность, мастер, профессионал своего дела. Поверьте, у нас еще много совместных интересных задумок впереди. И еще очень важный вопрос – реестр книжных фондов. Например, есть театральная библиотека областного СТД, богатейшие книжные фонды в музеях, а у нас пока нет общей базы данных. Ведь иногда нужна именно такая специальная литература, а мы даже не знаем, где ее можно посмотреть. Думаем, как эту задачу решить.

– Очень болезненный вопрос – поддержка юных и даже не очень юных талантов в Архангельской области, в том числе из районов. Есть ли какая-то областная программа поддержки талантов?

– Достаточно много проходит конкурсов – областного, межрегионального и федерального уровней. Но этого сегодня недостаточно – ведь дети из сельской местности часто испытывают трудности с участием в подобного рода конкурсах, чаще всего организационного порядка (финансирование, транспорт, размещение и так далее). А ведь им очень важна оценка своего творчества, потенциала. Тут нужен профессионал, который, может быть, чуть подкорректировал, а, может быть, и сопровождал все время. Здесь нужно аккуратно работать, у нас тоже есть постулат, как у докторов – «не навреди». У меня есть мечта – создание интерната для одаренных сельских ребятишек, чтобы дать равные возможности и поддерживать не только юных ученых (это очень здорово), но и одаренных детей в области культуры и искусства. Пока нет интерната, мы хотим попробовать на базе нашего Академического северного хора создать определенную базу данных о юных талантах нашей области. Ведь это уникальный коллектив, аналога которому нет.

Несмотря на все перипетии рынка, который диктует, что покупается, несмотря на крен многих подобных коллективов в сторону шоу, мы должны сохранить нашу традиционную культуру. Ведь может так статься, что наш Северный хор вообще останется единственным чистейшим образцом северной культуры. Мы называем этот проект «Фабрикой Северного хора» ( рабочее название), где помимо концертов коллектива в районах области, будет организовано также и прослушивание ребят, отсмотр их хореографических и исполнительских данных (ведь именно по такому принципу и создавался А. Я. Колотиловой наш прославленный Северный хор). Важно вовремя ребенка поддержать, придать ему уверенности в своих силах, сказать, что он талантлив и отслеживать его дальнейший путь. Возможно, что они и будут продолжателями традиций многогранной культуры Поморья.

– Губернатор объявил нынешний год Годом поморской культуры. Означает ли это, что сферу культуры будут лучше финансировать, будет больше обращено на нее внимание и не будет ощущения, что она у нас «по остаточному принципу»?

– Разработан и уже успешно реализуется интересный, на мой взгляд, проект «Созвездие северных фестивалей» – это один из главных, стрежневых проектов Года поморской культуры, получивший абсолютную поддержку губернатора. Кстати, очень много споров вызывает, почему только поморской, мы живем на юге Архангельской области, никакого отношения к Поморью не имеем…

Мне бы хотелось, чтобы акцент был все-таки сделан на слове «культура». А «Поморье» ведь тоже уже давно прижилось, «Вести Поморья» – мы же все смотрим, не отключаем телевизор?!

Ведь зачастую, за пределами области, когда говоришь «Архангельск» – путают с Астраханью. А вот «поморский дух» – творение сообща – присущ нашему региону, и нет смысла делить наши районы на «поморские» и не «поморские». Распространенное у нас хоровое пение тоже признак поморского характера. Мы даже слоган для фестивального проекта придумали «Вместе – лучше» еще до объявления Года, как-то всё само собой получилось, сошлось в одном созвездии. В рамках Года поморской культуры будет, конечно же,много мероприятий, – будем обсуждать, в том числе и финансовые вопросы. Что же касается расходной части бюджета на культуру, то,на мой взгляд, нужно менять отношение к этой отрасли в принципе. Ведь инвестиции в культуру – это, по сути, при грамотном подходе, инвестиции в развитие территории.

Приведу пример: в красивейшем Каргополе отсутствует культурно-досуговый центр. Разве это правильно? Сама природа и Господь бог распорядились разумно использовать такой ресурс, как культурно-духовное наследие каргопольской земли. А мы что делаем, почему так относимся? И если глава района услышал, принял решение и определил приоритеты, в числе которых строительство культурного центра, конечно же, я со своей стороны окажу всяческую поддержку в реализации этой инициативы, а другим главам районов – хороший пример для подражания. Это ненормально, когда в XXI век мы ютимся в сельских клубах, где два баяна и три кнопки, да и те западают. Призываю всех, от кого зависит судьба культуры – измените к ней отношение! Четко определите цель – и инвестируйте в богатейший ресурс развития территории! Сегодня и туризм в Архангельской области может развиваться в большинстве своем только на основе культуры.

– Лидия Валентиновна, а есть ли грамотные менеджеры в самой сфере культуры? Или все-таки это большой дефицит?

– Считаю, что здесь есть серьезный пробел. Почему-то часто срабатывает принцип, что руководить учреждением может только профильный работник, так называемый «предметник». Но ведь не всегда хороший артист может быть хорошим управленцем. Знаете, как определяется хороший управленец? Англичане используют такую схему: отправляют в отпуск директора и если фирма работает плохо – его увольняют, фирма вдруг стала работать лучше. Что делают с руководителем? Тоже увольняют. И если фирма продолжает работать стабильно, без сбоев, дается положительная оценка деятельности директора как менеджера. Хороший руководитель тот, кто может организовать процесс работы, как часовой механизм, а не тот, кто за все хватается сам или ни за что не отвечает. И когда мы сейчас говорим об автономных учреждениях, основной риск – это как раз отсутствие кадрового ресурса руководителей, который может грамотно организовать процесс эффективной работы. Важно иметь образование и навыки экономиста, юриста, менеджера. И на пост руководителя крупного учреждения культуры, на мой взгляд, надо находить эффективного управленца и даже не обязательно из этой же сферы. А художественным руководителем или замом по творчеству будет человек, который будет определять художественную (научную, методическую и так далее) политику.

Одна из задач, которая сегодня наиболее, на мой взгляд, актуальна, – совершенствование системы управления сферой культуры, по схеме «поселение – район – область». Нет, не руководить, а, именно, управлять, всячески способствовать содействовать развитию творческих процессов. Это очень тонкая, филигранная, ажурная работа. Заметьте, есть устойчивые фразеологические обороты «система образования» или «система здравоохранения». А словосочетание «система культуры» вы когда-нибудь слышали? Не хватает системности. Все наши добрые желания или идеи могут запросто разбиться о сиюминутные убеждения или обстоятельства. А система – это четкие механизмы, и даже, когда уходят конкретные личности, дело не разваливается. Объехав область, вижу, что наиболее высокие результаты там, где сохранена системность – централизованная библиотечная система или централизованная клубная система, за редким, единичным исключением. В системе нет ничего плохого, наоборот – больше плюсов, даже для того, чтобы научиться игре на музыкальном инструменте, выучить иностранный (да и русский) язык, добиться высоких результатов в спорте, быть просто здоровым нужна система. А говоря о процессах, происходящих в культуре и искусстве, которых ни в коем случае нельзя разъединить по уровням полномочий, следует помнить, что они подвержены только одному закону –«закону сохранения природы и человека через генетическую память, основа которой – в культуре». «Вершиной культуры является ее основание». Думаю, со временем это поймут все.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter