Миграционная ситуация в Архангельской области – из ряда вон. Уезжают инженеры и филологи, врачи и журналисты, молодые специалисты и умудренные опытом граждане, ищущие «приключений на одно место» и осознанно стремящиеся сделать карьеру. Уезжают, пакуют чемоданы, продают квартиры, раздают мебель и вещи, оставляют друзей и близких, смачно посылая областную власть дальше места, куда сами едут. Неугомонная статистика фиксирует: население Поморья сократилось за восемь лет более чем на 8%. На конец 2010 года оно составляло (включая Ненецкий автономный округ) 1 млн 228 тысяч человек. Изрядная доля «сокращенного населения» – мигранты, те, кто покинул Поморье.
Отъезжающие из Архангельска в поисках лучшей доли в один голос твердят, что у региона нет будущего. Нет приличной работы и, соответственно, нормальных зарплат для молодежи, нет перспектив для карьеры, нет возможности купить жилье, нет прогресса в культурной жизни, нет качественного образования и здравоохранения и так далее. Самыми популярными местами для отъезда остаются Москва и Санкт-Петербург, но уезжают и в другие регионы – даже на Урал и в Сибирь. Практически каждый день на архангельском железнодорожном вокзале можно наблюдать проводы, и с каждым разом провожающих становится все меньше. Так, недавно в Архангельске прекратили свое существование Театр-студия «Девка Крюкова», фестиваль «Фонарь!», литературное объединение «Лит`О» и еще несколько перспективных творческих союзов. Большинство участников и организаторов отбыли из Архангельска в другие города. Как говорят уезжающие – «в Архангельске все умирает»... Печально? Не то слово... И ведь уезжают подчас самые лучшие – талантливые, перспективные, грамотные...
Те, кто остается жить в Архангельске, зачастую сокрушаются – где родился, там и пригодился. Но при этом регулярно ругают местную власть за плохие дороги, сходящие со свай дома, высокий уровень коррупции, некачественную медицину, «затхлую» культуру... Уехавшие из Архангельска же готовы даже работать официантами и барменами, но чтобы не жить на родине, не видеть той депрессии, что царит в Поморье в последние годы. Как говорит один бывший архангелогородец, ныне живущий в Питере и работающий продавцом: «Здесь хотя бы здания красивые». И то верно – если взглянуть на разваливающиеся архангельские трущобы, то настроение портится в разы. А что будет через пять-десять лет? Руины?
Областное правительство видит выход в рождении новых людей, в улучшении демографии. Но ведь и эти новые люди, едва закончив школу или вуз, покинут наш славный регион в поисках лучшего. Кто останется содержать пенсионеров и оставшихся бюджетников? Чиновники, которые сегодня «плодятся почкованием» и проедают налоги тех, кто еще не уехал? Такими темпами кушать скоро придется друг друга...
На наш вопрос «Почему люди уезжают из Архангельска?» большинство опрошенных отвечают «Нет перспектив» и говорят, что не прочь уехать из города.
Аглая, бывшая архангелогородка, ныне парижанка: «А каковы перспективы? Деньги, за которыми раньше сюда ехали (моряки, например) можно заработать и в других регионах, где теплее и благополучнее жизнь».
Игорь, системный администратор: «Да по-разному. Кого-то принципиально тянет в столицу(-цы), кто-то – за деньгами. В основном, мне кажется, за большими зарплатами».
Евгений Иванович, преподаватель: «Я бы уехал, но у меня уже дети здесь создали семьи, внуки пошли... На самом деле, раньше было лучше – гигантский лесопромышленный комплекс наполнял казну, хорошо работали морское пароходство и тралфлот. Было чем гордиться: мы – северяне, у нас богатства – лес и рыба. А сейчас такое чувство, что живем на свалке, забытые Богом. Даже кладбища у нас в ужасном состоянии: и при жизни бардак, и после смерти...»
Ирина, менеджер: «В Архангельске делать нечего, да и вообще в России. Человек ищет лучшие условия. Конечно, подлец-человек ко всему привыкает, говорил Достоевский, но такими смиренными нам, молодым, быть не хочется».
Андрей, журналист, уехал в Москву: «В первую очередь, потому что в нашем городе негде работать, особенно людям с высшим образованием. По большей части, они могут найти себе работу только в органах госслужбы, а во многих из них процветает атмосфера кумовства и блата. Во-вторых, северные надбавки постепенно уходят. Доходы в средней полосе и на севере уже почти сравнялись, но цены на севере совершенно другие».