Сегодня мы беседуем с Александром Мезенцевым, человеком, который известен далеко за пределами Архангельской области. Он главный помощник начинающих музыкантов, которые мечтают стать рок-звездами. Имя этого музыкального продюсера Поморья можно найти в рок-энциклопедии Александра Кушнира «Золотое подполье».
– Вы учились в Ленинградском арктическом училище. Как вышло, что, получив в Санкт-Петербурге профессию электромеханика, вы стали неотъемлемой частью музыкальной жизни Архангельска?
– Я родом скорее из Мезени, но образование у меня питерское. Сначала было ПТУ в культурной столице, потом вот ЛАУ. После училища я был распределен в Архангельск и почти 15 лет работал в северном пароходстве. Параллельно этому заочно получил образование культпросветработника в питерском гуманитарном университете профсоюзов. Но в один прекрасный день 1995 года, когда я ждал очередного парохода, мне позвонил знакомый товарищ, тогдашний режиссер с «Поморья» Виталий Галилюк. Он предложил работу на ГТРК, нужен был человек, который бы занимался музыкальной программой. Я сразу же согласился. Для многих стало сюрпризом, когда после стольких лет электромеханик вдруг стал редактором телевизионной программы. Вот примерно так закончилась моя морская карьера.
– Что это была за программа?
– Это было подобие «Панорамы Севера», только полностью про музыку, самую разную. Называлась она «Нотный сборник». За полчаса в эфир выдавалось порядка десяти-пятнадцати сюжетов о бардовой песне и классики до рок-н-ролла. Однажды ее закрыли, не побоюсь этого слова, бестолковые руководители. Очень жаль, ведь каждый видит, что местного эфира в Архангельске почти не осталось. Только новости, которые финансируются властями. Смотреть их при всем моем уважении к сотрудникам ГТРК не очень-то интересно.
– Насколько я знаю, работой на «Поморье» ваша журналистская карьера не закончилась. В каких редакциях еще успели поработать?
– На ТВЦ я также работал над музыкальной программой, плюс был спорт. Был корреспондентом газеты «Известия». В этот период я облетал кучу городов с командой «Водник» в ее золотые годы, за что очень благодарен судьбе. Потом пять лет была программа «Русский рок» на «Русском радио». Там я работал на голом энтузиазме, за это никто мне не платил ни копейки. Затем открылось «Наше радио» в Архангельске, где я был все время, пока местное «Наше» выходило в эфир. Здесь немного платили, и было очень много музыки, которую сложно услышать в повседневной жизни. Ну и параллельно началась организация концертов и фестивалей.
– А почему вы все-таки решили заняться организаторской деятельностью?
– Можно сказать, что это пришло из детства. Класса с четвертого полюбил рок, играл в школьных ансамблях, в группе ПТУ, в группе на заводе. Через это прошли многие, но мало кто смог подняться выше уровня местечковой самодеятельности. Западные музыканты считали, что играть на том, чем играли мы тогда, просто невозможно. У кого-то, конечно, получилось пробиться, но в основном это касается жителей больших городов, где была поддержка. В какой-то момент я подумал, что если у меня не получилось стать хорошим музыкантом, то, может, получится у других, если я им помогу. Отсюда и пошла моя организаторская деятельность.
– Не возникает желания однажды снова взять гитару в руки и самому выйти на сцену?
– Нет. Чем дальше, тем сложнее это сделать. Пусть лучше будет какой-то миф, связанный с моей творческой деятельностью, чем я вдруг выйду на сцену после того, как столько лет не держал инструмент в руках. Лучше я буду известен как хороший организатор, нежели как посредственный музыкант.
– Вы менеджер популярной группы Blind Vandal, генеральный директор клуба «Колесо» и бессменный организатор фестиваля «Беломор-Буги». Можете ли вы назвать любимым какое-то одно из своих детищ?
– Наверное, для меня это три равнозначных по важности проекта. Хотя больше времени и сил, конечно, требует клуб. Это повседневная работа, которая не заканчивается никогда. Каждый день мы подписываем бесконечное количество групп на выступления, каждый день ведем хозяйство. Фестиваль также напрямую полностью зависит от меня, с Blind Vandal же ситуация обстоит немного иначе. Группа – это самостоятельный организм, который сам пишет песни и альбомы. Но на самом деле это все тесно связано друг с другом. В «Колесе» выступают те, кто приедет на «Беломор-Буги», также здесь я смотрю на молодые группы. И, конечно же, любой тур Blind Vandal начинается или завершается тут же.
– Финансирование проектов тоже общее?
– Бывает всякое. Иной раз за счет средств клуба я могу поддерживать Blind Vandal в поездках, потому что не все концерты приносят серьезные деньги. Но ездить необходимо, чтобы известность группы и Архангельской области в России и за рубежом не угасала.
– Несколько лет в Архангельске была одноименная с вашим фестивалем газета «Беломор-Буги», посвященная рок-музыке и по сути являвшаяся чуть ли не единственным изданием для молодежи. Почему она перестала выходить?
– Перестало хватать времени, да и людей не было. Невозможно, чтобы газета была театром одного актера. Нет пишущих людей, которые бы разбирались в музыке и хотели бы говорить о ней со страниц печатного издания. Потом издание стало только информационным спутником фестиваля. Но в последний раз не вышло и оно. Мне помогали ее делать и печатали бесплатно, а тут новое руководство газеты «Архангельск», на базе которой и издается «Беломор-Буги», решило нас не поддерживать предложило оплатить номер. Жаль, что так вышло. Фестиваль я делаю не для себя, а для людей нашей области. Когда-то я сам много печатал за деньги, но продавать не удавалось. У нынешнего поколения нет пиетета к печатным изданиям, все предпочитают узнавать в Интернете.
– На сцене «Колеса» почти каждый день выступления, вы принимаете у себя всех желающих или выбираете определенные коллективы?
– Да практически всех. Это мой фанатизм в хорошем смысле слова. Я очень хочу, чтобы было много концертов и в выходные, и на неделе. Мы берем музыкантов из любых городов в любое время. Также много лет подряд принимали Фестиваль искусств ПГУ и не просили с университета денег за аренду клуба или звука.
– ПГУ слился с С(А)ФУ, новый федеральный университет тоже может на тех же условиях устроить в вашем клубе мероприятия для своих студентов?
– Конечно. Единственное, что оплачивается, – человеческий фактор: работа профессионального жюри, работа со студентами на мастер-классах, если это надо.
– «Колесо» – место популярное, однако по размерам довольно небольшое. Клуб не всегда может вместить всех желающих, столиков часто не хватает, да и для масштабных концертов он совсем не подходит. Есть ли у города потребность в большой площадке для проведения рок-концертов и фестивалей?
– Конечно, есть. Нужен большой зал, где будет много воздуха и пространства для движения. МЗЗ закрыт, «Модерн» передали областному Дому молодежи, Дом офицеров тоже не ясно, когда будет отремонтирован. Сейчас приезжие популярные музыканты выступают все в театре драмы, но некоторые рок-группы там смотрятся совсем нелепо. Более того, эта история – нонсенс, потому что ремонтировали театр, а построили новый концертный зал.
– А что сегодня играют рок-музыканты Архангельска? Популярны ли среди молодых групп классические жанры рок-музыки?
– Да не очень. На первых позициях уже много лет находится альтернатива и все ее производные. Хотя у нас есть много нетронутых направлений. Никто почему-то не хочет играть рок-н-ролл, рокабилли, кантри. Всего пара команд играет блюз. В группах редко играют на клавишах, духовых инструментах. В основном люди идут привычным гитарным путем, поэтому коллектив, который делает хоть какие-то отступления от привычного набора «гитара-бас-ударные-вокал», смотрится очень свежо и интересно. В этом плане радует группа Perpetum Mobile, которая ввела баян. После этого у них сразу же появилось свое неповторимое лицо. А у кого нет своего лица, тот не сможет подняться на новый уровень.
– В 1982 в Архангельске была создана группа «Облачный край», которая прогремела на всю страну. Есть ли у нас сегодня музыканты, которые способны стать новыми рок-звездами?
– Такого размаха популярности, наверное, достичь уже очень сложно. Времена другие, публику удивить очень сложно. Чтобы прогреметь, группа должна быть суперпрофессиональной и очень необычной. Тем не менее у нас есть флагаманы поморской сцены, которые известны далеко за пределами Архангельской области и России. Это E-Sex-T – альтернативная музыка, Moon far Away – нео-фолк, Blind Vandal – инструментал, Ягода Гало – фолк-рок из Северодвинска. По сравнению с другими городами у нас богатая сцена.