Вопрос подростковой преступности в Поморье стоит остро. Если несколько лет назад в регионе показатели по преступлениям среди несовершеннолетних снижались (с 2664 преступлений в 2007 году до 897 в 2011 году), то сегодня криминогенная ситуация резко ухудшилась. За два месяца этого года число правонарушений, совершенных несовершеннолетними, выросло почти в два раза – с 80 до 151 случая. Увеличилось количество групповых преступлений, правонарушений, также все больше преступлений подростки совершают повторно и в состоянии алкогольного опьянения.
Представители полиции считают, что связано это с отсутствием эффективных рычагов воздействия на ситуацию, хотя серьезные профилактические работы в регионе проводятся стабильно. Дело в том, что судебные органы в последние годы стали более лояльно относиться к малолетним правонарушителям, зачастую отказывая в их направлении в спецучилища закрытого типа. Так, в 2011 году только 7 из 120 подростков, не имевших соответствующих медицинских противопоказаний, были направлены за совершенные преступления в закрытые образовательные учреждения.
Естественно, при определении наказания для несовершеннолетнего должны учитываться особенности детской психологии и возможности реабилитации, ведь несовершеннолетние нарушители в первую очередь остаются детьми. Для этого в мировой, а теперь и в российской практике существует ювенальная юстиция. Она должна базироваться на восстановительном подходе. В этом ее принципиальное отличие от современного «взрослого» правосудия.
Правосудие по делам несовершеннолетних должно быть не карательным, а прежде всего таким, которое восстанавливает нарушенные права и свободы жертвы преступления или потерпевшего от правонарушения, содействует принятию ответственности правонарушителем и осуществлению мероприятий по возмещению причиненного ущерба.
В идеале судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних должно носить воспитательный характер, однако на отечественной почве это работает не совсем так, как предполагается. Заместитель председателя областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Елена Дунаева поделилась своим мнением на этот счет: «В Архангельской области каждое второе дело о преступлениях несовершеннолетних прекращается в суде за примирением сторон. Однако на деле примирительные процедуры между преступником и жертвой, которые позволяют подростку осознать свою вину и исправить последствия криминальной ситуации, никто не проводит».
«Понимая, что рычагов воздействия на них нет, подростки не только не прекращают преступную деятельность, но и вовлекают в нее других несовершеннолетних. Некоторые из ребят совершают повторные преступления даже во время следствия и бравируют этим. Такие случаи становятся примером безнаказанности для других, ранее не попадавших в после зрения полиции», – отметила начальник подразделений по делам несовершеннолетних областного УВД Ирина Терлецкая.
Малолетние правонарушители нуждаются в особом отношении государства, однако такая работа не должна проводиться формально. Елена Дунаева рассказала, что в регионе в рамках проекта по восстановительной ювенальной юстиции в шести муниципальных образованиях проведено обучение медиации (посредничеству) специалистов государственных и муниципальных учреждений образования, социальной защиты населения. Эта технология направлена на профилактику повторных преступлений. Кроме того, в практику работы социальных учреждений активно внедряются новые социальные технологии, направленные на улучшение работы с семьями и детьми групп риска.
Чтобы лучше представлять себе группу риска, обратимся к учебнику по криминологии Е. Алауханова. Автор книги считает, что в последнее время исследователями много внимания уделено выявлению отягощенности несовершеннолетних преступников различными нервно-психическими аномалиями. Основной причиной нарушения психики несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
Также развитию склонности к правонарушениям способствует бесцельное времяпрепровождение, которое формирует соответствующий негативный интерес к алкоголю, наркотикам, азартным играм и пренебрежению нормами поведения.
По мнению заместителя губернатора по социальным вопросам Людмилы Кононовой и других членов КДН, акцент должен быть сделан именно на совершенствование работы по профилактике семейного неблагополучия, раннее выявление и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, открытие новых социальных учреждений, оказывающих помощь детям и семьям группы риска. Чтобы скоординировать работу органов и учреждений системы профилактики в работе с несовершеннолетними правонарушителями и семьями, находящимися в социально опасном положении, решено было принять межведомственный комплексный план на 2012 год. Он предусматривает ряд совместных организационных и практических мероприятий, направленных на совершенствование работы с несовершеннолетними.
Екатерина Уткина, учитель средней школы: «Страшно за детей, которые растут в нашем обществе. Работаю в школе почти пятнадцать лет. Раньше в основном проблемы с законом были у ребят из неблагополучных семей, за ними поэтому и смотрели пристально. А сейчас на кривую дорожку ступают и дети вполне успешных, обеспеченных родителей. В современном ритме жизни, в погоне за деньгами взрослые пускают на самотек воспитание своих чад. А чада тем временем смотрят телевизор и живут в Интернете, где полно агрессии, криминала и аморальных жизненных установок».
Андрей Иванов, индивидуальный предприниматель, отец двух детей: «У меня дочке семь лет, сыну – двенадцать. От тюрьмы и сумы, как говорится, не зарекаются, но я сделаю все, чтобы мои дети не стали ни малолетними правонарушителями, ни взрослыми уголовниками. Я показываю им на своем примере, как надо жить по закону, читаю им хорошие книги. Если дети что-то негативное видят по телевизору, мы с женой обсуждаем это с детьми, объясняем, что хорошо, а что плохо».
Фото: Фото с сайта Рuls.md