В 2014 году исполнится ровно 100 лет со дня смерти самого выдающегося архангельского градоначальника – Якова Ивановича Лейцингера. Отличный повод вспомнить этого человека, а заодно сравнить с его потомком и также юбиляром – нынешним мэром Виктором Павленко. Сравнение, конечно, не в пользу последнего, да простят меня поклонники и соратники Виктора Николаевича. Но против фактов не попрешь, а их немало.
Яков Лейцингер родился 18 марта 1855 года в семье швейцарского сыровара, перебравшегося в Россию. Не окончив гимназии, он поступил в Вологде учеником фотографа. Вскоре Якова Ивановича забрали на службу в армию –- шла русско-турецкая война. Отслужив, Лейцингер продолжил свои фотозанятия уже самостоятельно. В 1881 году он переезжает в Архангельск, покупает дом на Псковском проспекте (сейчас проспект Чумбарова-Лучинского), пристраивает к нему большую веранду и организовывает хорошо оснащенный фотосалон. Несмотря на жесткую конкуренцию, дела его пошли в гору, видимо, потому что этот человек имел не только талант фотохудожника, но и прекрасные организаторские способности. Лейцингер получил исключительные права на съемки в городе и по всей губернии. Кстати, фотографии Лейцингера сегодня являются уникальными документами дореволюционной жизни города.
В 1897 г. Лейцингера выбрали гласным в городскую думу, а в 1903 г. – городским головой. Переизбирался на пост городского головы Архангельска четыре раза: в 1903, 1906, 1909 и 1912 гг. При нем доходы в городскую казну увеличились вдвое, активизировалась работа различных попечительских, благотворительных обществ, членом которых был и городской голова. Сегодня Лейцингера вспоминают как созидателя – именно при нем в Архангельске появился трамвай (благополучно угробленный при мэре Олеге Нилове в 2004 году), добровольная пожарная дружина, проложен водопровод, построены несколько школ, два приемных покоя и амбулатория. Именно он инициировал устройство городской электростанции. Яков Иванович скончался 1 сентября 1914 года в Петербурге, решая там дела, связанные с архангельской трамвайной линией. Как рассказывала его правнучка Наталья Целикова, «Яков Иванович был человеком удивительной скромности. Будучи тяжело больным, он отказался от половины суммы, выделенной городской думой на его лечение. Он посчитал, что эти деньги нужнее в бюджете. Вскоре после этого он скончался». Кстати, могила самого выдающегося градоначальника сегодня запущена, и только недавно на ней появился крест.
В Архангельске, который строил Лейцингер, нет даже улицы его имени, но, наверное, нынешний мэр и не станет выходить с данной инициативой. Будучи бледной тенью Якова Ивановича, Виктор Николаевич просто не выдержит никакого сравнения, а потому лучше промолчать, чем что-либо сделать в память о своем созидательном предшественнике. Что же будет в сухом остатке от сравнения Лейцингера с Павленко? Печальная картина современного Архангельска – грязного, неухоженного, из которого толпами уезжает молодежь, где ветхое жилье уже стало настоящим бичом, а дороги представляют полное убожество.
Нас могут обвинить в предвзятости, мол, не видите ничего хорошего, что произошло в Архангельске за последние годы. Видим. Но, как говорится, все познается в сравнении. Думается, бессребреник Лейцингер не стал бы сегодня вкладывать миллионы в собственный пиар, чтобы одержать «убедительную победу» на выборах. Он и без пиара четыре раза (!) был избран на этот пост. Не пользуясь, говоря современным языком, административным ресурсом и не держась за власть, Яков Иванович регулярно продлевал кредит доверия депутатов и простых архангелогородцев. Ему не пришлось снимать с предвыборной дистанции конкурентов, не надо было вывешивать лозунги «Дальше-больше», чтобы в него поверили. Это был особый городской Голова (не мэр, а именно – Голова), бывший по духу созидателем. Историки не зря говорят о нем в превосходной степени, ведь он был не случайным человеком во власти, хотя и не являлся в отличие от своего потомка «профессиональным управленцем».
Но вернемся к Виктору Павленко. Вчера мэру Архангельска исполнилось 50 лет. С этой датой его поздравили губернатор, чиновники и депутаты, представители общественности. Многие всерьез заявили, что Виктор Николаевич сделал очень много созидательного для города. В поздравлении губернатора, в частности, говорится: «От родной Кубани вы взяли энергичность и лидерство, от Севера, который тоже стал родным, – работоспособность и ответственность. В результате получился опытный профессионал, который при этом остается открытым для инноваций. Не случайно жители Архангельска повторно доверили вам пост мэра». Конечно, это здорово, что губернатор и мэр наконец-то находят общий язык, – архангелогородцы уже устали от подковерных и открытых войн. Здорово, что Виктору Павленко доверяют депутаты городской думы, которую он сумел в хорошем смысле укротить. Приятно, что мэр внешне очень симпатичный и улыбчивый, любит жать руки и общаться с людьми. Ну и звание Города воинской славы, присвоенное не без помощи лоббистского таланта мэра, – хорошее подтверждение его заботы об имидже Архангельска. Наблюдатели отмечают, что в кой-то веки стали ремонтироваться дороги, хотя улица Выучейского и ныне там. А вот с ветхим жильем все просто швах... Дома рушатся, социальное жилье не строится, деньги не осваиваются. Виктор Николаевич гордится тем, что капитально отремонтированы сотни «деревяшек», но на деле этот ремонт оказывается откровенной халтурой, чему свидетельство – многочисленные жалобы жильцов. Но строительство и ветхое жилье оставим в покое – тут действительно не все зависит от мэра – бюджета не хватает.
Хочется сделать акцент на другом – на миграционной проблеме. Люди из Архангельска бегут толпами: кто-то в Москву и Санкт-Петербург, а кто-то и в другие не очень крупные города. 90% тех, кто уезжает, говорит стандартную фразу:«У Архангельска нет перспектив». У молодежи нет перспектив в работе и карьере, с покупкой собственного жилья, нет перспектив творческих, финансовых, личных. Но есть перспектива быть «кочкой на болоте» и не более того. Оппоненты могут возразить, мол, все зависит от самого человека, от его способностей и желания. Конечно, это так, но кто как ни мэр и его команда должны вселять в архангелогородцев уверенность в завтрашнем дне. И не популистскими обещаниями, а реально воплощенными в жизнь проектами. У Лейцингера это трамвай, водопровод, пожарная дружина, выросшая в разы городская казна, у Павленко – с трудом достроенный «шауловский» дом, залатанные дороги, нищий бюджет. Лейцингер из скромности отказался от помощи города на лечение, а Павленко тратит миллионные средства на собственный пиар. Лейцингер был настоящим немецким педантом, интеллигентом и ценителем искусства, Павленко почти не видно на театральных премьерах и художественных выставках. И наконец, Лейцингер уже вошел в историю Архангельска и Поморья, а Павленко, скорее, уготована роль временщика.
Сегодня Архангельск напоминает тонущий корабль, капитан которого смотрит не вперед, а налево. Наверное, Виктор Павленко искренне болеет за город, мечтает о его процветании: масштабном строительстве, высокой рождаемости и низкой миграции, богатой казне, благообразном внешнем облике. Но почему же тогда все происходит с точностью до наоборот, почему мечты становятся с каждым годом все призрачнее? Может, виноват губернатор и президент, которые не дают денег на развитие Архангельска? А может, Господь Бог оставил наш «ангельский» город? Или все-таки дело в «голове» – в нынешнем мэре. И столь любимый сторонниками мэра прием с его «убедительной победой» на прошедших выборах как-то не убеждает. Ну и что – выиграл и набрал 50% (кстати, не факт, что честно), но ведь по принципу «от добра добра не ищут». Да и на фоне откровенно раздражавшего всех экс-губернатора Ильи Михальчука Виктор Николаевич действительно выглядел если не принцем из сказки, то добрым барином точно. Но уехал Михальчук, и мэр вышел из тени, став объектом острой критики за очевидные промахи.
Многие архангелогородцы вспоминают выборы мэра 2008 года, называя их самыми грязными за всю историю. Но тогда фактически проигравший их Виктор Павленко нисколько не расстроился, он попросил голоса пересчитать. И их пересчитали, сделав подарок «дорогому человеку». Такой же подарок преподнес горизбирком Виктору Николаевичу и на нынешних выборах, отказав в регистрации трем сильным конкурентам – Эрнесту Белокоровину, Александру Донскому и Ларисе Базановой. Не зря в народе его называют «крапленым мэром», выражение, может быть, и не совсем точное, но весьма образное. Сейчас архангельский правозащитник Рауф Габидулин намерен в суде отстоять права десятков тысяч архангелогородцев, которых во время выборов попросту нагрели. А все дело в агитации, – предвыборную кампанию, по мнению Габидулина, действующий мэр проводил с нарушениями, а именно рекламировался в издающейся за счет бюджета газете «Архангельск – город воинской славы». Улыбающееся лицо не сходило со страниц газеты, обещало архангелогородцам решить все накопившиеся проблемы. Но вот беда – газету эту все равно никто не читал, а ее распространители, закидывающие бесплатно в ящики, не гнушались часть тиража выбрасывать у мусорок. Наверное, тошно было этим «почтальонам» разносить подобное чтиво, вот и избавлялись от него попутно. Но вот вопрос – поддержит ли суд правозащитника Габидулина и отменит ли результаты выборов? Верится в это с большим трудом.
Еще один момент, характеризующий связь двух градоначальников – скромность. Выше уже было сказано, что Яков Лейцингер вернул половину суммы на собственное лечение в городской бюджет. А вот Виктора Павленко бессребреником назвать крайне сложно. Судите сами: по данным за 2010 год, доход мэра Архангельска составил два млн 15 тыс. 730 рублей. На счете Виктора Павленко в архангельском отделении Сбербанка находится 300 тысяч рублей. Виктор Павленко имеет в собственности квартиру в Архангельске площадью 158,64 кв. метра, а также легковой автомобиль: TOYOTA RAV4. Но, как вы сами понимаете, это лишь задекларированный, то бишь официальный доход. Хотелось бы другие цифры знать. Но кто ж даст? У нас ведь, судя по декларациям, и президент с премьер-министром – люди далеко небогатые.
Делая неутешительный вывод, понимаешь, что с мэрами Архангельску в последнее время катастрофически не везет. Приходя на заброшенную, облюбованную бомжами могилу Якова Лейцингера, невольно соглашаешься с мыслью о несправедливости бытия. Вот был ты скромным и трудолюбивым – получай забвение, а если наглости побольше, то можно выхлопотать для себя любимого приятное место под солнцем, где и печет в меру, и воздух чистый. Одно утешает – история так или иначе всех рассудит, все расставит на свои места. И если Виктор Павленко захочет продолжать начатые его выдающимся предшественником созидания, то первым делом увековечит память Якова Лейцингера, предложив назвать в честь него улицу и облагородив его место упокоения. До юбилейного 2014-го осталось два года – как раз середина мэрского срока Павленко. Сделает он доброе дело или продолжит кормить обещаниями? Поживем – увидим.
А пока мы спросили архангелогородцев и задали им один вопрос: «Что должен сделать мэр Архангельска в первую очередь для улучшения жизни горожан?»
Геннадий, работник торговли: «В первую очередь сделать город чистым и презентабельным для гостей. Это ведь не так сложно и затратно. Во-вторых, активизировать жилищное строительство и возведение новых детсадов. Что ни говори, а проблема жилья у нас сейчас наиострейшая. Есть же в стране города, где местные власти ее успешно пытаются решить, так чем же хуже Архангельск?»
Юлия, студентка: «Мэр для начала должен начать делать хоть что-нибудь. Убогие дороги, высокая коммуналка, грязные улицы и ноль перспектив – таким сегодня я вижу наш город. Но в контексте весенней погоды и таяния снега очень хочу попросить СДЕЛАТЬ ТРОТУАРЫ!!! Не у всех ведь машины есть, надоело ломать ноги и убивать обувь на клочках асфальта с торчащими из него камнями и кусками г.., простите уж. Возможно, господин Павленко летает на ковре-самолете, и оттого ему неведома эта проблема. Что же, тогда пусть выдаст каждому по такому ковру. Ну или хотя бы по метле летающей. А еще лучше – волшебную метлу в мэрию заслать, чтобы она там все подчистила».
Ольга, юрист: «Расставить приоритеты в работе. Что в первую очередь, что во вторую и т.д. А то у нас нет ни одной отрасли, где было бы сделано что-то до конца: там чуть-чуть, здесь чуть-чуть, в итоге все усиливающееся впечатление разрухи».
Юрий, инженер: «В первую очередь грамотных людей посадить на руководящие посты. А то что получается – посидел один, развалил ЖКХ, ушел, а на его место пришел другой такой же. И не спросишь с них, с чиновников. Пусть отчитываются о своей работе перед жителями города, а не пиарятся за счет бюджета. Правильно говорят – работать надо, а не языками чесать».
Наталья, продавец-консультант: «По примеру Анадыри после Абрамовича. Хочется город благоустроить, раскрасить, цветочков насадить, тогда взгляд на жизнь у разных убогих слоёв населения хотя б немного попозитивнее будет. Начать раскраску домов следует с первой поликлиники – жуткое место, где и собираются все жалобщики на жизнь нашего города».
Фото: коллаж Елизаветы БЕЛОВОЙ