С наболевшими проблемами жилищного фонда на этот раз мы решили обратиться к заместителю прокурора области Сергею Акуличу. Сергей Петрович подробно рассказал о сложившейся ситуации в стройиндустрии и жилфонде региона.
– На окончание строительства физкультурно-оздоровительного комплекса рядом со стадионом «Труд» в Архангельске требуется еще 145 млн. Предыдущий генподрядчик выплатил смехотворную сумму неустойки за просроченную недобросовестную работу. Какова в этой ситуации позиция прокуратуры?
– Позиция прокуратуры может быть одна: соблюдение требования законодательства, защита интересов и прав граждан, общества и государства. Конечно, проблемы в сфере строительства в нашей области существуют. В вышеупомянутом объекте выявлены многочисленные нарушения, в том числе и органами прокуратуры. Мы проводили проверку, когда уже истекли сроки строительства. По выявленным нарушениям в октябре прошлого года вносились представления в адрес губернатора нашей области. Виновные должностные лица привлечены к ответственности. Материалы направлялись в правоохранительные органы. На сегодня возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в отношении должностных лиц ООО «Альфа Инвест». Там произошла необоснованная переплата на 13 млн рублей. Деньги уплачены, работы не выполнены. К сожалению, уголовное дело возбуждается после совершения хищения. Хотелось бы, чтоб меры принимались превентивного характера. И все органы власти, в том числе и контролирующие и правоохранительные, принимали такие меры, которые не позволили бы недобросовестным застройщикам расхищать бюджетные средства. Сегодня это уголовное дело расследуется. Решение дела позже обнародуем.
– К сожалению, это не единственный долгострой в области. Плачевная ситуация складывается и в жилищном строительстве. В строительство социального жилья, жилья для ветеранов государство вкладывает огромные федеральные средства. Ввиду отсутствия должного контроля со стороны заказчиков, со стороны контролирующих органов, наверное, недостаточная работа правоохранительных органов, на которых возложена обязанность по своевременному выявлению и пресечению преступлений. Такая ситуация позволяет недобросовестным застройщикам решать свои проблемы за счет средств бюджета.
– Яркий отрицательный пример – возведение дома для ветеранов в Каргополе. Там было долевое строительство на выданные ветеранам сертификаты. Застройщик за эти деньги, которые должны идти исключительно на возведение дома, приобретает для своей организации необходимую технику, акции другого предприятия. То есть он решает свои повседневные задачи, а не строит дом. Это привело к тому, что средств на дальнейшее возведение не оказалось. Органы предварительного расследования возбудили уголовное дело. Прокурор обратился в суд с целью защиты прав ветеранов. По решению суда эти суммы взысканы. В рамках уголовного дела наложен арест на имущество и на денежные средства застройщика. Это нам дает уверенность, что это имущество может быть реализовано и пострадавшим возвращены деньги.
– В Архангельске есть обманутые дольщики. К примеру, заброшенная стройка жилого дома «Соната» на пересечении ул. Галушина и Московского проспекта. Обращаются ли обманутые дольщики в прокуратуру в поисках правды? И что вы посоветуете тем, кто только планирует стать дольщиком?
– По результатам проверки этого объекта выявлена растрата порядка 43 млн рублей. По этим фактам возбуждено уголовное дело. Срок расследования дела продлен.
Будущим дольщикам хотелось бы пожелать следующее. Во-первых, взвесить сумму вкладываемых инвестиций. Если вам предлагают за маленькие средства построить хороший дом, то стоит насторожиться. Это первые признаки, что здесь совершается или готовится совершиться преступление. Во-вторых, надо собрать как можно больше информации о той организации, которая будет строить ваш дом. В-третьих, сроки строительства должны быть разумными. Возвести хороший дом за два-три месяца нереально. И, конечно, своя инициатива. Надо интересоваться ходом работы. При возникновении нарушений, сдвигов сроков обращаться в контролирующие и правоохранительные органы. Тогда преступление проще предотвратить.
– В городе огромное количество ветхого жилья. Прокуратура как-то помогает жильцам отстоять свои права на улучшение жилищных условий?
– Действительно, на протяжении многих лет прокуратура Архангельской области совместно с нашими территориальными прокурорами районов, городов решает проблему ветхого жилья. Цель одна – защитить права граждан. Порядка восьми тысяч граждан области живут в аварийном жилье. Ежегодно прокуратура обращается в суды в защиту интересов прав граждан с тем, чтобы обязать органы местного самоуправления переселить граждан из аварийного жилья. В прошлом году было более 200 исков. В этом году только за истекший период столько. Наличие судебного решения – это не есть жилье. В городе недостаточно строится жилья. Также работаем и с правительством области, чтоб при формирования бюджетов решались вопросы строительства. Сложно, тяжело, но процесс идет. 20 лет этот вопрос вообще не решался. Но надеяться и ждать от власти жилья не стоит. Государство ни по Конституции, ни по Жилищному кодексу не обязано обеспечивать квадратными метрами. Обеспечиваются равные условия для всех на приобретение квартир. А государство берет на себя обязательство обеспечить жильем незащищенные слои населения. У нас много граждан, которые в состоянии обеспечить себя им самостоятельно. Когда и граждане, и власть заниматься этой проблемой начнут совместно, будет результат.
– Продолжая тему ветхого жилья. На руках у большинства жителей аварийных деревяшек решения суда о переселении, но мэрия не торопится исполнять эти решения. Может ли прокуратура применить какие-то санкции за это неисполнение по отношению к муниципальной власти города?
– Каждое судебное решение находится на исполнении службы судебных приставов. Вот служба судебных приставов и имеет рычаги воздействия, в том числе и на муниципальные власти. Но это не значит, что если судебное решение не исполнено в срок, то последует уголовная ответственность. Такие последствия только за умышленное, злостное неисполнение судебного решения, когда должник может это сделать, но не делает. Такие ситуации рассматриваются в каждом конкретном случае. Каждый глава и мэр связан бюджетом, который должен расходоваться по определенным статьям. Что касается исполнения решений суда, прокурор не имеет полномочий заставить. Мы лишь осуществляем надзор за деятельностью судебных приставов.
– Про ветхое жилье можно говорить долго. Я знаю, что вы содействовали жителям аварийной деревяшки на Обводном, 27, про которую мы постоянно пишем. Вину за обрушение дома приписывают рядом расположенной стройке «Граунда». В итоге получилось следующее. Ни прокуратура, ни следственный комитет не решаются возбудить уголовное дело против «Граунда», кивая друг на друга. А проблема и ныне там, хотя виновник очевиден. Может уже стоит прокуратуре набраться смелости и возбудить уголовное дело против «Граунда»?
– Прокуратура не имеет полномочий на возбуждение уголовных дел. Есть закон, и прокурор должен действовать в его рамках. Говорить об очевидности какого-либо преступления я бы не торопился. Наши граждане дают юридическую оценку действиям. Но признать виновным может только суд. Возбуждать уголовное дело наделены полномочиями следственные органы. Не каждое противоправное действие несет нарушение уголовного закона. Если говорим об имущественных правах, то тут стоит действовать в порядке гражданского судопроизводства. Так можно взыскать с возможной виновной организации стоимость имущества. Мы также защищали права граждан этого дома, проверку проводили, направляли материалы в следственные органы. По итогам проверки было отказано в возбуждении уголовного дела. Отказ — это процессуальное решение, его можно обжаловать. Мы еще раз вернемся к упомянутому делу, обязательно запросим постановление об отказе вместе с материалами, изучим его и дадим свою оценку. Но возбудить уголовное дело под нажимом кого-то нельзя.
– Сироты не обеспечиваются в полной мере жильем. Или вообще не получают, тоже очереди ждут, либо получают непригодные для проживания квадратные метры. Как прокуратура в этом вопросе отстаивает права сирот?
– Сироты — эта категория граждан, которая у прокуратуры на первом месте по защите прав. В 2011 году 346 сирот стояли в очереди на получение жилья. 254 жилых помещений было приобретено. Получается, 293 сироты получили квартиры. То есть проблема решается. Пусть не так, как хотелось бы. На самом деле дети не обеспечиваются жильем, не пригодным для проживания. Таких фактов прокуратура не имеет. Все публикации в СМИ, заявляющие о нарушении жилищных прав сирот, проверены. И не в одном из случаев не установлено, что были выделены не пригодные для проживания квартиры. Был пример в Цигломени, когда приобрели пригодное жилье, но не соответствующее требуемым параметрам для таких категорий граждан. Был факт, что не понравился район расположения жилья, но и там вопрос решился положительно.
Фото: Фото автора, видео и монтаж Алексея МОЛОКОВСКОГО