Пригородные пассажирские перевозки поездом в Поморье приносят железнодорожникам колоссальные убытки. По их мнению, безубыточный тариф на территории области должен составлять сорок рублей за одну зону – то есть в три раза выше действующего. Если же оставить расценки на существующем уровне, то из регионального бюджета надо выделить довольно серьезную компенсацию.
На сегодняшний день большая часть затрат – 87 процентов – приходится на аренду подвижного состава у ОАО «Российские железные дороги». Размер арендной платы государством не регулируется, соответственно, он в любой момент может вырасти. Тогда монополист, например, может потребовать с области и миллиард рублей.
Железнодорожники Поморья начинают подумывать над радикальными способами решения проблем. Так они приводят в пример Иркутскую область, где их коллеги прекратили движение поездов на один день.
В областном правительстве сообщили, что на сегодня ситуация зашла в правовой тупик. Это признают и представители северной пригородной пассажирской компании. У области огромные социальные обязательства. Необходимо выплачивать зарплату педагогам, врачам, помогать социально незащищенным слоям населения. «С 1 сентября будет повышена заработная плата учителям на семь процентов. На эти цели из областного бюджета будет выделено 150 миллионов рублей», – подчеркнул заместитель губернатора по экономике и финансам Алексей Гришков.
Взять кредит, чтобы расплатиться с железнодорожниками, регион также не может. К концу года государственный долг Поморья составит 18 миллиардов рублей.
В пригородном сообщении на территории области задействовано 73 пригородных поезда. Тариф на проезд для пассажиров сегодня – 13 рублей за одну зону. Ежегодно регион выделяет на снижение тарифов для населения почти 50 миллионов рублей. Однако представители Северной железной дороги уверены, что для покрытия всех расходов эта сумма должна вырасти до полумиллиарда. Такую сумму региональный кошелек потянуть не может, поэтому на одном из совещаний в правительстве области надумали, что эту проблему надо решать на федеральном уровне. Кроме того, было решено, что правительство области обратится в министерство финансов РФ с просьбой оказать финансовую помощь для обеспечения безубыточной работы пригородных поездов.
Учитывая положение дел, в Архангельской области еще до конца 2012-го не исключено частичное сокращение пригородных поездов. Об этом сообщили в пресс-службе Архангельского отделения СЖД.
Бывший министр промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнест Белокоровин поделился с 29.ru своим взглядом на проблему: «Я думаю, что в нынешней ситуации никак нельзя сокращать количество пригородных поездов, так как в некоторых местах это единственное транспортное сообщение. Если сократят поезда – начнется большое социальное напряжение. Деньги на решение проблемы надо изыскивать в областном и федеральном бюджете. Полмиллиарда рублей, которые просят железнодорожники, область сама вряд ли сможет им выделить. Если только частично».
Еще одна убыточная железнодорожная тема у нас – сообщение между Архангельском и Онегой. Прямые поезда между городами не курсируют с 2010 года. Из одного населенного пункта в другой можно добраться лишь с пересадкой в Вонгуде, а это людям очень неудобно. В пригородной пассажирской компании некогда сообщали, что разработан альтернативный маршрут через Обозерскую, но убытки от его работы составляют 80 миллионов. Эта цифра в полтора раза больше, чем выделяет областной бюджет на все пригородные поезда.
Фото: Фото с сайта Ovguide.com, видео и монтаж Алексея МОЛОКОВСКОГО