Вчерашний день ознаменовался малоприятным инцидентом в Баренцевом море. Авианосец «Адмирал Горшков» (ныне проданный Индии и фигурирующий под вывеской «Викрамадитья») не выдержал испытания прочностью. У крейсера вышли из строя семь из восьми паровых котлов. Передача корабля военно-морскому флоту дружественной азиатской державы, планировавшаяся на конец этого года, вновь отложена. Такую информацию распространило агентство Росбизнесконсалтинг со ссылкой на газету «Коммерсантъ».
Теперь работникам Севмаша предстоит оценить степень повреждения оборудования и решить вопрос о транспортировке судна в док предприятия. Ибо самостоятельно на одном котле крейсер не доберется. Индийская сторона уже проинформирована о произошедшем. Поставлен в известность и глава российского государства Владимир Путин, поручивший урегулировать проблему на межправительственном уровне.
Стоит напомнить, что «Горшков» – «Викрамадитья» вышел в море на ходовые испытания в большие воды 8 июня. Пробный поход был запланирован на 124 дня. Одной из главных задач являлось испытание силовой установки судна.
Как сообщается, крейсер успешно отчалил из дока, стабильно набирал малую и среднюю скорость, однако при ходе на максимальной скорости возникли проблемы. При движении в 30 узлов система аварийного оповещения подала сигнал о неполадках в энергетической установке, и судно попросту встало. Впоследствии удалось установить, что семь из восьми паровых котлов вышли из строя.
Эксперты заподозрили в этом вину и индийской стороны, ибо заказчик отказался от традиционной теплоизоляции паровых котлов, мотивировав решение повышенной опасностью для экипажа. Разработчику котлов, специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) пришлось искать другое решение, обложив котлы огнеупорной кирпичной кладкой. Именно она и не выдержала испытания, нагревшись и рассыпавшись при движении на максимальной скорости. Теперь экспертам предстоит изучить состояние самих котлов. Есть опасения, что их придется менять.
Стоит напомнить, что эпопея, связанная с модернизацией «Адмирала Горшкова» и последующим его вхождением под знамена индийского ВМФ, растянулась без малого на 20 лет, если отсчитывать время с момента начала переговоров о передаче боевого судна.
Сам контракт был заключен лишь в 2004 году. Процедура преобразования корабля оценивалась в 750 миллионов долларов, в конечном итоге сумма возросла и достигла 2,3 миллиарда, утверждает газета «Известия». «Викрамадитью» должны были «вручить» заказчику в текущем году в день военно-морского флота Индии – 4 декабря. Сроки сдачи судна неоднократно переносились. Теперь же, после всего случившегося, возникли опасения, что раньше октября 2013 года подготовить авианосец не удастся. Проблему с котлами быстро решить не получится. Стоимость работ по исправлению недостатков, по оценке все тех же «Известий», составит более миллиарда рублей.
Вообще сам процесс превращения «Горшкова» в «Викрамадитью», помимо своей затянутости и неопределенности, отметился еще и неслабыми скандалами. В 2009 году возглавляемая северодвинским предпринимателем Юрием Чекмаревым фирма «СК «Северный регион» на основании договора подряда с «Севмашем» производила работы по ремонту авианосца. При этом ремонтная компания не имела необходимой для этого лицензии, хотя ее руководитель достоверно знал о необходимости получения разрешительных документов. В итоге 1 августа сего года северодвинский суд оштрафовал бизнесмена на 100 тысяч рублей.
А в июне 2011 года тот же суд на такую же сумму наказал директора ООО «СМК Альтернатива» Инну Сальманову, которой было предъявлено аналогичное обвинение в незаконном «оборонном» предпринимательстве без наличия требуемых на то документов. Фирма Сальмановой также пыталась противозаконно перестраивать «Горшкова».
Помимо всего вышесказанного, за период, пока шли расследования и гремели судебные разбирательства, произошло еще одно знаменательное событие – ушел в отставку генеральный директор «Севмаша» Николай Калистратов. Случилось сие в мае прошлого года. По данным «Ведомостей», Калистратову поставили в вину срыв гособоронзаказа, когда флоту не были переданы атомные подлодки.
Справедливости ради необходимо напомнить, что случай с «Горшковым» – это не первый инцидент в военно-техническом сотрудничестве между странами. Ранее многочисленные ЧП заставили сдвинуть сроки передачи Индии подводной лодки «Нерпа». Весьма колоритно такие ЧП выглядят на фоне того, что предприятия ВПК Северодвинска находятся под постоянным присмотром федерального центра. Город корабелов регулярно посещают высшие руководители государства – последний такой визит состоялся минувшим летом, когда в Поморье прибыл президент РФ Владимир Путин. Однако же это обстоятельство не делает положение дел в северной «оборонке» безоблачной.
Архангельский политолог и сопредседатель Гражданской палаты Поморья Андрей Чураков в интервью сайту 29.ru озвучил свое видение приключившегося с судном. «Нужно понимать, что авианосец по своим технологическим особенностям сравним с космическими аппаратом. И возникающие в процессе ходовых испытаний внештатные ситуации – вещь вполне вероятная, ведь на то они и испытания. Но вместе с тем есть и другой фактор. В управлении предприятиями ВПК Северодвинска произошли существенные изменения, когда ради того, чтобы удержаться на плаву, им приходится брать не свойственные их профилю работы заказы. По уровню технологической составляющей и укомплектованности квалификационными кадрами «Севмаш» является одним из самых крепких оборонных гигантов в мире. Однако специфика его работы заключается в изготовлении подводных атомных судов. А здесь же мы имеем дело с особой ситуацией, когда для сохранения коллектива и элементарного выживания государство само предложило предприятию заняться несвойственным ему ремеслом – переоборудованием надводного судна. Это все равно, что, скажем, заставить какой-нибудь завод, ранее производивший самолеты, выпускать автомобили. Так же и здесь – мы пожинаем издержки данного процесса».
Фото: Фото с сайта Flot.com