О социальных нуждах людей с ограниченными возможностями официальные власти в России вспоминать стали чаще. И более того – публично заявлять о гуманистической необходимости и своих разного рода возможностях в поддержке этой группы граждан. Вот и правительство Архангельской области – в том числе благодаря инициативе общественных организаций – предприняло-таки очередной шаг в реализации программы «Доступная среда». На вчерашней пресс-конференции, организованной в министерстве труда, занятости и социального развития, госслужащие и общественники обсуждали, как в Поморье сегодня создать условия для включения инвалидов в «местное сообщество».
На данный момент в области проживают более ста тысяч людей, имеющих группу инвалидности, – это восемь процентов от всех жителей региона. Минтруда приняло решение об открытии службы «Социальное такси» при Архангельском, Приморском, Котласском и Новодвинском комплексных центрах социального обслуживания. Обещано в скором времени закупить для центров автомобили, специально оборудованные подъемниками.
«Инвалиды – категория слабозащищенная, с небольшими доходами, транспортные услуги для них будут полностью бесплатными, – подчеркнул министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Павел Шевелев. – Количество поездок будет ограничено и определено позже. Пока речь идет о четырех поездках в месяц с бесплатным сопровождением».
Клиентами службы станут инвалиды первой и второй групп с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, параличами, дети-инвалиды с сопровождающим лицом и иные категории людей с инвалидностью, не имеющие возможности по состоянию здоровья пользоваться общественным транспортом.
Частичная оплата будет действовать, если инвалиду требуется более четырех поездок. А если в какие-то дни служба «Социального такси» не будет востребована, то ее услугами смогут воспользоваться и другие категории граждан – к примеру, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла. «На сегодняшний день федеральное финансирование не утверждено, – посетовал Павел Валерьевич. – Достаточно сложно формируется федеральный бюджет, а Архангельская область является пилотным проектом в 2013 году. Но нужно помнить, что и за три года мы не решим проблему, нужно энное количество времени».
Председатель общественной организации инвалидов Архангельской области Николай Мякшин напомнил собравшимся о тезисе булгаковского профессора Преображенского: самая главная проблема – в головах. Раньше инвалид оставался со своими проблемами наедине. Общество как бы внушало: не можешь реабилитироваться – сиди дома и мечтай себе об инклюзивности. «Это называется сегрегацией», – указывал Николай Александрович. А сейчас частная проблема человека переходит в разряд государственных, и задача государства – разрушить барьеры в социальном общении. «Работа с инвалидами в Архангельской области обстоит не так хорошо по сравнению с другими регионами. В городе Мирный, к примеру, муниципальные власти не знают о субвенциях на образование, да о многом на местах не знают», – констатировал Николай Мякшин.
Вот уже год в нескольких городах Архангельской области Ассоциация автотранспортников реализует проект «Доброе такси». Шесть таксомоторных компаний активно участвуют в жизни людей с ограниченными возможностями. Каждая из фирм ежемесячно выделяет 36 билетов на особые нужды. Как следствие – более 220 бесплатных поездок на такси для инвалидов. Это первый вспомогательный механизм. Второй – благотворительная деятельность юридических и физических лиц. «Таких средств собрано не так уж много, – отметил Николай Мякшин. – За год мы получили 35 тысяч рублей, нас поддержали только пять человек».
«Сегодня мы возим тех инвалидов, которые могут передвигаться, но хотим сделать доступной среду для людей, которые прикованы к инвалидному креслу», – сообщил председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области Виктор Доронин. С этой целью был приобретен автомобиль «Соболь» 4х4, способный проехать в любой двор и довезти до любого места назначения сразу двух инвалидов-колясочников. Однако такой акт возможен только за счет коммерческой деятельности. «Это нерентабельно, мы работаем в убыток. Но рентабельна наша стоянка, к примеру, – объяснял Виктор Яковлевич. – В общем, за счет других видов деятельности затраты мы сумеем покрыть. Сейчас наш диспетчер работает до 16:00, но будем стремиться к круглосуточной работе».
По словам председателя Ассоциации автотранспортников, «Доброе такси» соперничать с «Социальным такси» не будет – работы хватит всем. Сегодня в новеньком «Соболе», к сожалению, обнаружились технические неполадки подъемника, но до 1 ноября их устранят. «Есть у нас и козырная карта, – поделился Виктор Доронин. – Это импортный автомобиль. Но его владелец возьмется за дело, если это действительно нужная услуга: посмотрит на нас – не утонем ли мы».
«Доброе такси» – в первую очередь коммерческий проект. Он предполагает занятость машины на весь день по предварительным заказам. Если «колясочник» исчерпает месячную норму поездок, пятая поездка обойдется примерно в сто рублей по городу – как в обычном «зеленоглазом». Однако в любом случае водитель призван выполнять функции сопровождающего лица.
В системе городского общественного транспорта – им ведь граждане с инвалидностью не могут не пользоваться – препятствий у «инклюзивности» гораздо больше. Виктор Доронин подчеркнул, что, во-первых, улично-дорожная сеть должна иметь заездные карманы. В настоящее время их нельзя не учитывать при проектировании дорог. «Женщина на каблуках должна быть уверена, что дойдет до остановки и не сломает каблук. Вот так и человек с инвалидностью. В одном из российских городов начали совершенствовать дороги с отделки одного проспекта под европейский стандарт, а он предусматривает заездные карманы», – говорил глава ассоциации транспортников. А во-вторых, элементарная мера: автобус должен ходить строго по расписанию.
И главный вывод, к которому пришли собравшиеся на пресс-конференции: улицы, удобные для инвалидов, удобны для всех.
Фото: Фото Елизаветы ЛОЧЕХИНОЙ