То, что над лесопромышленным комплексом Поморья сгустились тучи, уже очевидный факт. Судьба архангельских лесозаводов №2 и №3 давно вызывает всеобщую тревогу и озабоченность: производство стоит, зарплата работникам выдается с большим скрипом, а то и вовсе не выдается, люди увольняются или сокращаются. Сказать, что перспективы предприятий неясны и туманны, – значит ничего не сказать. Они покрыты мраком. Трудовые массы в порыве беспросветного отчаяния строчат письма во властные верхи – от местного уровня до Кремля – с мольбой предотвратить надвигающуюся катастрофу. Но пока ощутимого выхлопа не видно – картина по-прежнему безрадостная.
И вот в конце прошлого года Архангельск облетела еще одна мрачная новость: частично заглохла работа на ОАО «Соломбальский ЦБК». Ведущее предприятие России по производству хвойной сульфатной небеленой целлюлозы прекратило производственную деятельность в связи с «ремонтом оборудования». Это если верить официальному заявлению холдинга «Соломбалалес», под пятой которого находится сам комбинат. «Технологические особенности таковы, что ремонт оборудования цеха каустизации и регенерации извести невозможно произвести без временной остановки основного производства», – успокаивающе гласил пресс-релиз компании.
Но практически сразу же в средствах массовой информации со ссылкой на сотрудников предприятия возникло и другое предположение – СЦБК на грани развала, впереди маячит процедура банкротства. Почти семь сотен человек были отправлены в очередные или неоплачиваемые отпуска. Профсоюз комбината призвал не нагнетать страсти, заверив, что «никакой катастрофы глобального характера не произошло» и что «руководство и коллектив настроены на совместную работу». Особо непонятным и подозрительным на фоне всего этого выглядит позиция самого начальства предприятия, которое предпочло воздержаться от каких-либо заявлений и комментариев. Проводником информации между ним и общественностью остается исключительно пресс-служба «Соломбалалеса», представляющая положение дел в довольно оптимистичном обрамлении.
На днях стало известно, что исполнительный директор СЦБК подписал приказ о подготовке к пуску производства в марте. В соответствии с данным распоряжением в настоящее время разрабатываются мероприятия по подготовке оборудования цехов к пуску, готовятся графики проведения необходимых ремонтных работ для пуска оборудования. С начала февраля планируется отзыв части персонала с вынужденных каникул для выполнения ремонтных и подготовительных работ.
И вроде бы жизнь налаживается, но среди населения поселка Первых пятилеток, основная доля которого занята на указанном производстве, особого восторга по этому поводу пока не наблюдается. Как заявил в интервью телекомпании «Поморье» анонимный источник, непосредственно работающий на СЦБК, руководство комбината запретило подчиненным выносить сор из избы, пригрозив увольнением. Ибо все катится к плачевному закату и никакого улучшения ждать не приходится. Люди уже поставлены перед фактом сокращения. Отметим, что это лишь мнения частных лиц.
Но тревожные звонки уже начались – на прошлой неделе город взбудоражила весть о самоубийстве работника Соломбальского ЦБК. Механизатор 39 лет от роду повесился прямо на месте трудовой деятельности – в погрузочно-разгрузочном цехе. Предсмертной записки он не оставил. В ряде СМИ прозвучала информация о том, что к страшному шагу мужчину подтолкнуло получение квитка о зарплате, в котором была обозначена сумма аванса – 800 рублей. Пресс-служба «Соломбалалеса» призвала журналистскую братию воздержаться от скоропалительных выводов и дождаться результатов следствия.
Архангельский политолог Андрей Чураков в беседе с корреспондентом сайта 29.ru считает происходящее на Соломбальском комбинате частью региональной тенденции экономического коллапса.
«Я уже не первый год говорю о том, что Архангельская область находится в серьезном кризисе. У нас нет никакого стратегического развития и понимания, что делать дальше для недопущения массовых увольнений и последующих самоубийств. Наше местное правительство, по сути дела, пустило ситуацию на самотек. Конечно, негативные явления присущи всем регионам страны, но где-то власти смогли стабилизировать положение дел, а Поморье падает все глубже и глубже. Наша элита заигралась в политические игры и перестала уделять внимание экономике. Что касается непосредственно Соломбальского ЦБК, то стоит подчеркнуть: его нахождение на плаву напрямую зависит от климата в лесной отрасли. В нашем регионе лесодобыча складывается по принципу «что своровал, то и заработал». Соответственно, если лес расхищается на корню, то предприятие, изготовляющее из этого самого леса продукцию, оказывается в состоянии заложника. Повсюду в районах хозяйничают черные лесорубы – ну о каком нормальном функционировании отрасли тут может идти речь? Вторым фактором является то, что СЦБК выработал свой технологический ресурс. Его продукция не выдерживает должной конкуренции на международном рынке. Особенно теперь, когда мы вступили в ВТО. Насколько мне известно, ее отказался закупать у нас даже наш давний партнер – Китай. Сохранение и дальнейшее функционирование комбината возможно, но только при его кардинальной модернизации. В противном случае Сульфат может повторить судьбу Кегострова и Хабарки, которые по причине развала промышленности превратились в заброшенные территории. Так что мы оказываемся перед фактом гуманитарной катастрофы. И мне непонятно, почему губернатор и правительство не проводят экстренного совещания по этому поводу», – подвел невеселый итог вышесказанного Андрей Анатольевич.
Фото: Фото с сайта Prom-rus.com