Слово «Белкомур» за долгие годы его пребывания в обывательском лексиконе приобрело ярко выраженную отрицательную окраску, поскольку стало синонимом многолетней волокиты и незавершенности начатого дела. И это несмотря на благие цели, которые были изначально заложены в проект с вышеупомянутым названием. За минувшие полтора десятка лет идея строительства железнодорожной магистрали Белое море – Коми – Урал то скоропостижно умирала, то, как птица Феникс, возрождалась из пепла вновь, однако сам процесс пробуксовывал на одном месте, и дальше громких слов дело не заходило.
И вот, кажется, очередной виток в нелегкой судьбе рельсовой артерии: стало известно, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал предложения президентских полпредов Приволжского и Северно-Западного федеральных округов о проработке «Белкомура». Отличительной особенностью нынешней стадии возврата к задуманному должно стать базирование на условиях государственно-частного партнерства по концессионной модели. А первым шагом в работе названо финансирование разработки проектно-сметной документации проекта. Ее оценили ни много ни мало в 3,8 миллиарда рублей.
По мнению авторов-разработчиков, реализация «Белкомура» обеспечит доступ к природно-сырьевым ресурсам недоступных для транспорта малонаселенных территорий Коми, Пермского края и Поморья. В трех регионах с учетом строительства нового Архангельского порта будет создано более 45 тысяч новых рабочих мест. Ввод дороги в эксплуатацию намечен к 2017 году. Общая протяженность магистрали составляет 1155 километров. Сметная стоимость проекта – 155 миллиардов рублей.
Что ж, весьма размашисто и внушительно – как по масштабам, так и по средствам. Но, как говорится, дело не в деньгах, лишь бы результат имелся. Только вот в этом-то и все сомнения, ибо минувшие 15 лет окончательно похоронили надежду на благополучное развитие и завершение прокладки долгожданной железнодорожной магистрали.
Помнится, первые рельсы начали класть в ноябре 1998 года. Именно тогда был с помпой забит символический серебряный костыль «Белкомура» в присутствии руководителей трех субъектов РФ – Республики Коми, Архангельской и Пермской областей. Затем было проложено несколько километров дороги – примерно по четыре километра вблизи Карпогор и Вендинги. Но тут сказал свое веское слово финансовый кризис. В итоге строительство заморозили, построенные участки разобрали, а искусственные сооружения были снесены и попросту разграблены.
В 2007 году возобновилась работа по реализации проекта, но не просто в виде строительства магистрали, а как комплексная программа развития Северо-Запада России. Власти регионов договорились, что южный участок реанимированной трассы будет направлен не на Пермь, как планировалось ранее, а на Соликамск. Такое решение устроило и грузоотправителей, и железнодорожников, но никаких реальных работ не велось. Затем «Белкомур» включили в стратегический план развития РЖД до 2030 года и транспортную стратегию России.
Сам проект неразрывно связан со строительством нового глубоководного района «Северный» Архангельского морского порта. Одновременная реализация этих двух проектов позволит увеличить объемы перевалки грузов через Архангельский порт до 30 миллионов тонн в год и на 100 процентов использовать мощности «Белкомура».
Перспективы в случае исполнения задуманного, как явствует из вышесказанного, самые что ни на есть заманчивые. Однако на фоне пятнадцатилетнего простоя наряду со сторонниками «Белкомур» нажил массу противников, скептически воспринимающих саму идею проекта и называющих ее несбыточной. Насколько оправданна их позиция – покажет время.
Бывшийминистр промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнест Белокоровин в интервью сайту 29.ru так изложил свое видение сложившейся ситуации: «Безусловно, такой глобальный проект без поддержки государства осуществить не удастся. И выбор смешанной модели финансирования абсолютно верен – частные инвесторы тоже должны внести свой вклад в общее дело. Появление «Белкомура» приведет к оживлению экономики Архангельска, что крайне важно для города и региона в целом. Другой вопрос – это деньги. Готовы ли будут уральские крупные компании отдавать внушительные суммы на финансирование столь дорогостоящего проекта в нынешних кризисных реалиях? Их необходимо стимулировать государственными преференциями и благоприятными условиями. Сам процесс строительства рискует надолго затянуться, поскольку столкнется с немалым количеством проблем финансового характера. Также в последнее время повышенный интерес к «Белкомуру» проявляет и Мурманская область. Поэтому региональному правительству следует прежде всего лоббировать интересы нашего края в данном направлении. Но то, что «Белкомур» необходим Поморью, этот факт сомнению не подвергается».
Фото: Фото с сайта Мetal-africa.com