В Архангельской области очередной нерадивый интернет-пользователь осужден за экстремизм во Всемирной сети. Житель Вологодской области Вячеслав Шутов проживал в 2011 году в поселке Катунино Приморского района. Со своего персонального компьютера в соцсети он размещал фотографии, видеофильмы и высказывания, возбуждающие межнациональную и религиозную вражду. Свои «камни» он бросал в огород этнических групп «евреи» и «кавказцы». По религиозному принципу досталось иудеям. За свою неприязнь, выраженную публично, мужчина по суду получил 200 часов обязательных работ.
В июне прошлого года суд рассматривал дело архангельского предпринимателя Дениса Малютина. На сайте одного из популярных в регионе информационных ресурсов мужчина прокомментировал реконструкцию мечети в Архангельске. Согласно заключению экспертов, в комментариях содержались высказывания экстремистского характера. А именно: отрицательные оценки и негативные установки в отношении мусульманства, направленные на возбуждение в обществе религиозной ненависти и вражды, а также побуждающие к действиям против религиозной группы «мусульмане». Мужчина вину свою не признал, подал кассационную жалобу, однако суд оставил приговор без изменений. Предприниматель «заработал» 180 часов обязательных работ.
Аналогичное наказание в ноябре прошлого года получил заместитель начальника отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Михаил Осипов. С ноября 2007 года по январь 2010 года он, осуществляя администрирование одного из интернет-форумов, под ником NS NORD на одном из сайтов разместил ряд фотографий, унижающих достоинства группы лиц по признакам расы и национальности (негроидная раса, представители народов Средней Азии, этническая группа «армяне»).
Все это лишь пара примеров, количество подобных дел с каждым годом растет не только в масштабах региона, но и всей страны. Оно и понятно, ведь Интернет становится неотъемлемой частью жизни людей. Однако активная «антиэкстремистская» борьба в нашей стране началась относительно недавно. Еще до 2005–2006 годов в Рунете националисты свободно размещали свои материалы, открыто призывали к агрессии в адрес людей, чем-то от них отличавшихся. Теперь же налицо закручивание гаек со стороны правоохранительных органов, они активно борются с нарушителями общественного спокойствия. Или лишь пытаются это делать?
В сентябре прошлого года эксперты информационно-аналитического центра «СОВА»*, в сферу интересов которого входят и проблемы национализма и ксенофобии, опубликовали доклад, посвященный борьбе с виртуальным экстремизмом. В нем отмечается низкое качество правоохранительной борьбы с кибервраждой: «В целом опыт российской правоохранительной практики нельзя назвать успешным. Количественные показатели антиэкстремистских мер, принимаемых правоохранителями, растут, но качество этого правоприменения ухудшается. Причем это касается как уголовного, так и административного преследования».
С одной стороны, сетевых нарушителей спокойствия ловят все чаще, но зачастую ими оказываются люди, случайно попавшие в поле зрения правоохранительных органов.
С другой — практически вне поля зрения российских правоохранительных органов остаются лежащие в свободном доступе материалы, которые прямо подстрекают к насилию или связаны с реальным применением насилия, такие как «расстрельные списки» или «инструкции по уличному террору», в которых подробно рассказывается, как следует расправляться с «неугодными». В социальных сетях, на различных тематических сайтах можно найти множество объединений националистов, призывающих «чистить страну», отдавать власть одной «правильной» нации и т.п. Такие группы живут, в то время как несдержанные граждане попадаются за порой случайные комментарии.
Еще одно свидетельство низкого качества борьбы с экстремизмом — разная квалификация одних и тех же нарушений. В качестве примера эксперты приводят публикацию «Майн кампф» Адольфа Гитлера, за которую один правонарушитель выплатил штраф по ст. 20.29 КоАП, другой получил 100 часов обязательных работ по статье 282 УК РФ, а третий отделался предостережением от прокуратуры.
Аналитики ИАЦ «СОВА» отмечают, что такое правоприменение является не просто избирательным, «а становится просто хаотичным, и в результате ни у общества, ни у правоохранителей, ни у самих радикальных групп разного рода не формируется никакого представления о том, что же, собственно, должно быть запрещено».
Архангелогородец Иван Морозов (имя изменено по просьбе респондента) в прошлом сам был сторонником националистических идей и лично распространял через Интернет соответствующую литературу. «В школе познакомился с компанией скинхедов, их идеи показались мне здравыми. На несколько лет завис в этом националистическим мире. Честно, сейчас стыдно за это. Тогда мне нарисовали в лице других наций образ врага, корень зла, я верил. Читал «Майн кампф», «Библию скинхедов» и все в том же духе. Мы общались со сторонниками из других городов на спецфорумах, обменивались инфой. Никаких проблем не было с этим. Даже свои газеты издавали. Мне хватило мозгов понять, какая это грязь, пересмотреть взгляды, уйти от бритых «товарищей». Некоторые из них, кстати, сейчас сидят. За разбои, хулиганство...»
За экстремизм в Интернете можно сегодня осудить по двум статьям Уголовного кодекса: 282 «Возбуждение ненависти либо вражды» и 280 «Публичные призывы к экстремистской деятельности».
* Признан иноагентом
Фото с сайта Journalufa.com