Тема предстоящей приватизации Архангельского тралового флота уже неоднократно поднималась нами. Слишком уж лакомый кусок являет собой старейшее рыбодобывающее предприятие на Севере России, чтобы сия процедура прошла тихо и незамеченно.
Напомним, что приватизировать АТФ должны в течение текущего года. Пока Архтралфлот все еще продолжает числиться за государством, но его уже давно включили в перечень федерального имущества, намеченного к выставлению на торги. Еще в октябре 2012-го министерство экономического развития РФ провело общественные слушания относительно грядущей судьбы предприятия. Планировалось до Нового года организовать и провести конкурс, дабы с помощью него определить нового владельца. Однако сроки стали пробуксовывать, и процесс было решено перенести на январь или февраль. Уже подходит к концу март, а подвижек по-прежнему никаких.
Зато прибыло число претендентов на тралфлотовский пирог. Согласно информации, предоставленной помощником гендиректора АТФ по связям с общественностью Ниной Зелениной, всецело завладеть предприятием готовится ОАО «Мурманский рыбокомбинат». Причем, если исходить из приведенных фактов, руководство организации-кандидата даже не сомневается в итогах еще несостоявшейся приватизации.
Не так давно директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб сделал публичное заявление о намерении выкупить 100 процентов акций Архтралфлота. Этот шаг должен стать основополагающим для создания на базе МРК собственного промыслового флота. Без судов и соответствующей инфраструктуры, коими обладает АТФ, осуществить задуманное ну никак невозможно. Настроены мурманчане весьма решительно – на территории комбината началось строительство транспортно-логистического комплекса, включающего холодильник вместимостью 14 тысяч тонн.
Уже известно, что Федеральная антимонопольная служба вынесла решение об удовлетворении ходатайства «Мурманского рыбоперерабатывающего комбината» о покупке акций тралфлота. Компания с годовым оборотом чуть более 150 миллионов рублей претендует на покупку предприятия стоимостью не менее трех миллиардов. Данное обстоятельство выглядит по меньшей мере странным. Особенно, если учитывать результаты общественных слушаний – 2012, когда в числе критериев потенциальных владельцев тралфлота была определена выручка не менее 500 миллионов рублей в год. Причем менеджмент АТФ оспаривал даже эту цифру, призывая Росимущество не допускать «ларечников» к борьбе за флот, потому что компании с таким мизерным доходом не смогут ничего инвестировать в его развитие.
«Планку ФАС преодолели, и ОАО «Мурманский рыбокомбинат» допущен к покупке ОАО «АТФ». Теперь очень важно, чтобы Минэкономразвития РФ с Росимуществом не стали играть на аффилированное лицо и блокировать претендентов на участие в покупке», – так на сайте Flashnord.com прокомментировал получение «зеленого света» Михаил Зуб.
Таким образом, учитывая недюжинную уверенность начальства Мурманского рыбокомбината в грядущей победе, можно сделать вывод, что над Архралфлотом зависла призрачная угроза перевода на Кольский полуостров. На предприятии зарегистрировано свыше двух тысяч работников, еще около трех тысяч человек трудятся в смежных сферах. Перерегистрация АТФ в другом регионе неизбежно повлечет массовые увольнения сотрудников, утрату профиля деятельности и инфраструктуры.
Между тем министр экономического развития РФ Андрей Белоусов четко обозначил позицию своего ведомства по поводу местонахождения Архтралфлота: «Это не только флот, но большая инфраструктура. И очень важно, чтобы тралфлот базировался и дальше в Архангельске, потому что у него большая социальная нагрузка».
К вышесказанному хочется добавить, что еще свежи воспоминания о приватизации «Северного морского пароходства». Тогда одна из ведущих судовых компаний бывшего СССР также оказалась в руках мурманчан. Это ознаменовалось фактической стагнацией, сокращением коллектива и общим упадком показателей работы.