Дети – наше будущее. Они заслуживают самого лучшего. И вряд ли кто будет спорить с этим утверждением. Однако, к сожалению, не все ребята в силу ряда объективных причин могут применить его к себе. Но на белом свете всегда найдутся неравнодушные и бескорыстные люди, желающие и способные протянуть руку помощи нашим маленьким согражданам. Руководитель движения «Подари ребенку праздник» Ольга Власова – как раз из их числа. Мы пообщались с Ольгой Игоревной, чтобы побольше узнать о деятельности возглавляемой ею организации.
– Ольга Игоревна, ваше движение называется «Подари ребенку праздник». Расскажите, почему оно так именуется и в каких случаях вы приходите на помощь маленькому человечку?
– Когда мы только разрабатывали идею помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то за образец был взят опыт работы общественного движения аналогичной направленности, которое функционировало в Санкт-Петербурге именно под таким названием. Как-то перед наступлением Нового года активисты-общественники задумали провести одноразовую (как им тогда казалось) акцию под одноименным лозунгом – собрали подарки, приехали в детский дом, осчастливили ребят, увидели их радостные глаза. И когда детвора спросила «Вы придете к нам еще?», ответить отрицательно они уже не смогли. И так у них стало складываться постоянное взаимодействие с данным детдомом. Постепенно из акции выросло целое движение городского значения. Вскоре их пример нашел отклик в других регионах страны, где стали создаваться аналогичные объединения. Лично мы прошли очень больший путь от желания сделать что-то доброе и полезное до конкретной работы. Название себе решили позаимствовать у питерцев. Когда ты помогаешь ребенку, которому тяжело, то это и для него, и для тебя самый настоящий праздник. Мы все делаем свое дело безвозмездно, и детская улыбка, а также улыбка родителей это и есть наивысшая награда. И если ты видишь, что твоя работа помогла улучшить состояние ребенка – это самый главный итог.
Мы стараемся прийти на помощь тому, кому наша поддержка действительно очень нужна. Я и мои коллеги стремимся как-то разграничить направления нашей помощи. Одни из нас готовы работать с детьми-сиротами, другие готовы заниматься сбором вещей и предоставить транспорт, кто-то выступает информационным спонсором, в общем каждый выбирает свою стезю. В зависимости от актуальности проблемы мы решаем, какое именно количество людей подключить к ее разрешению. Мы не делаем приоритета по какой-то конкретной ситуации и стараемся по мере возможностей протянуть руку помощи каждому, кто в ней нуждается.
– Как к вам стекается информация о тех, кому нужна ваша поддержка?
– На сегодняшний момент у нас сложилась определенная схема поступления данных. К нам обращаются врачи, родители, родственники, волонтеры из других движений и организаций – ибо в волонтерской работе конкуренции нет и быть не может. В благом деле невозможно никому перебежать дорогу. Откуда бы не пришел зов о помощи – мы подробно рассматриваем его. Форма организации работы в виде общественного движения имеет большие плюсы – мы не подвержены той бумажной волоките как, скажем, фонды и коммерческие структуры. Тут наше мнение является основополагающим. Если речь идет о сборе денег на операцию, то если мы видим, что ребенку не обойтись без нашего участия, без промедления бросаем клич о помощи.
– Чем еще занимается движение помимо оказания адресной помощи?
– Наша помощь в любом случае является адресной, ибо направлена на конкретного человека, находящегося в пределах нашего региона. Большой упор мы делаем на пропагандистскую работу – во многом для того, чтобы доказать обществу бескорыстность нашей деятельности. А также с целью привлечь в наши ряды как можно больше неравнодушных людей, готовых отдать часть своих времени и сил на волонтерское подвижничество.
– Сейчас сайт 29.ru и ваше объединение будут помогать Мише Левичеку приобрести инвалидную коляску. Этот момент отражает суть работы движения?
– Замечательно, что у нас с вами есть обоюдные желания и возможности совершить доброе дело по отношению к этому мальчику. И это не та гигантская сумма, которая делает задачу невыполнимой. Есть конкретный ребенок, которому нужна конкретная помощь. Хотя с инвалидными колясками дело сейчас обстоит непросто – устарели технические характеристики этого вспомогательного средства. Особенно в условиях нашего северного бездорожья. Это настоящая головная боль и беда для родителей. В нашей стране детям-инвалидам выдаются коляски конструкции образца середины прошлого века – один раз и до 18 лет. Выход здесь только один – помочь всем миром насобирать денег на скорейшее приобретение современной коляски. Для семей, имеющих недееспособных детей, такая сумма оказывается зачастую неподъемной. Но мы можем посодействовать им сообща. Случай с Мишей отражает одну из граней нашей работы. Самое страшное, что таких детей очень много. И надо искать дополнительные варианты разрешения ситуации с обеспечением колясками всех нуждающихся.
– Как архангельский бизнес участвует в благотворительности в целом?
– Все зависит от конкретных компаний. На каком этапе развития она находится, как сформирована ее материальная база. Если успехи у нее на нуле, то, соответственно, финансовой помощи ждать тоже не приходится. Но там могут быть отзывчивые люди, готовые предложить свои услуги в качестве волонтеров, что-то сделать своими руками и так далее. И это дорогого стоит. Тут главное иметь представление, куда и кому именно можно перенаправить такое рвение. Есть фирмы с хорошим достатком – им важно доверять тому, кому они поручают перечисление денежных сумм. Мы потом предоставляем им подробные отчеты относительно судьбы вверенных нам средств. Хотя многие верят нам на слово, что само по себе очень большой плюс. Распространена анонимная помощь без афиширования имен и вывесок. Был случай, когда предприниматель за один день перевел на счет нуждающегося ребенка всю необходимую сумму целиком. В общем, есть у нас в городе и в области социально сознательные и отзывчивые бизнесмены. И не только у нас. Помогают нашим детям также компании из Санкт-Петербурга, Москвы и Ярославля.
– Каковы возрастные рамки получателей вашей помощи?
– Согласно законодательству, у нас граждане считаются несовершеннолетними до 18 лет. Зачастую люди не могут и не хотят понять, что 16-17 летний подросток тоже является ребенком и ему тоже необходимо помочь. Так, кстати, было с первым нашим опекаемым, который был выходцем из сложной семьи. Я тогда сама являлась матерью подростков и у меня внутри все протестовало против такой несправедливой оценки. Представить не могла что чей-то ребенок может быть лучше или хуже только исходя из того, какой у него характер и сколько ему лет. Все несовершеннолетние – дети, судьба которых требует нашего участия.
– Движение существует уже несколько лет. На ваш взгляд, за эти годы люди стали по-другому относится к благотворительности?
– Думаю, что отношение людей к благотворительности стало лучше. Помню, была проблема в благотворительной системе в 90-е годы, когда через эту систему осуществлялся усиленный отмыв денег. Но сейчас времена иные – за каждую копейку приходится отчитываться документально. Главное, чтобы все твои действия были осознанными и прозрачными. Следовательно, люди, видя это, начинают проникаться доверием. Зачастую не сразу, а потом, но отклик становится положительным. Да, система благотворительности до конца еще не выстроена, но мы стараемся совершенствоваться.
– Какие ресурсы, помимо финансовых, вы привлекаете? Как взаимодействуете с волонтерами?
– Пока у нас все происходит следующим образом. Люди подтягиваются к нашим акциям, видя работу волонтеров и результат этой работы. Когда к нам поступает много призывов о помощи, мы подключаем больше людей, делаем отдельные направления в работе, облекаем это в форму проекта, подключаем СМИ и Интернет. Причем взаимодействие со Всемирной паутиной имеет очень большой эффект – ибо позволяет получать помощь для наших детей со всей страны. В свое время у нас был проект с одной из социальных сетей, позволяющих переводить деньги нуждающимся детям одним нажатием клавиши. Сейчас последовательность действий выстраивается следующим образом: сначала приходит призыв о помощи с указанием конкретной суммы, далее мы проводим концерты, ярмарки, флешмобы, ищем пожертвователей в лице компаний и физических лиц.
– Относительно планов на будущее – что бы хотелось вам осуществить в первую очередь из намеченного?
– Мы хотели бы вернуть два направления нашей работы, которые мы применяли в начале нашей деятельности – это волонтеры в детской больнице и волонтеры в домах ребенка. Когда маленький отказничок лежит на излечении в отделении и им никто не интересуется, кроме медперсонала, который обязан делать это по должности, не гладит, не говорит ласковых слов, то становится невероятно грустно. Ни о каком нормальном выздоровлении тут речи идти не может. Когда же рядом с ним волонтер, ребенок и внешне выглядит как домашний, и развивается намного быстрей, и на поправку идет на глазах. Это могут подтвердить и врачи. Сейчас мы просчитываем количество волонтеров и график будущей работы. Также мы хотим поддержать социальные службы в их работе с малоимущими семьями и семьями, где есть тяжелобольные дети. В наших намерениях – до конца объехать всю область, заглянуть в каждый дальний ее уголок, найти тех, кому нужна наша помощь. Для нас важно сотрудничать с медицинскими и социальными работникам по всем вопросам, касающихся детей, которым необходима поддержка. В наших задумках – претворить в жизнь проект «От семьи к семье», который бы объединял наши ячейки общества в борьбе с общей бедой и позволил им зарядиться верой в лучшее.
– Если брать конкретные акции, направленные на помощь детям, то какие это мероприятия?
– У нас есть мероприятия, направленные на сбор средств – благотворительные ярмарки и благотворительные концерты. Все деньги, вырученные от них, идут на конкретную адресную помощь. Иногда мы устраиваем интернет-флешмобы или устанавливаем кубы в торговых центрах при поддержке неравнодушных предпринимателей.
– Что бы вы сказали человеку, который часто задумывается о том, какое доброе дело ему сделать, но не знает с чего начать?
– Нужно четко представлять – что ты готов сделать, какую помощь ты готов оказать ребенку? Одноразовую или многоразовую, материальную или иную. Взвесь свои силы и возможности. Не стоит сначала пытаться заниматься благотворительной самодеятельностью – для новичков это зачастую выходит боком и ничего кроме вреда не приносит. Приди к людям, которые давно этим занимаются, спроси у них совета – они подскажут, посоветуют направят тебя туда, где твое участие нужно больше всего. Поучаствуй в каком-нибудь мероприятии в качестве волонтера. Не понравится одно, попробуешь себя в другом. Нет времени – не беда, найдется другой выход. Мы никого не заставляем заниматься тем, что ему не нравится. Ты сам решаешь кому, чем и как помочь. Если знаешь, что кому-то рядом с тобой плохо – хотя бы сообщи об этом нам, ты уже принесешь пользу. А что касается нас, то наши двери всегда открыты для всех.