Ни для кого не секрет, что встречают часто по одежке. Внешний лоск, красивые речи, многообещающий образ – все это привлекает наше внимание. Хорошо, если ко всему этому прилагается недюжий ум, дела во благо других, таланты... Если этого нет, то такого человека, если верить пословице, должны вскоре отправить восвояси. Но на многих наших политико-чиновников это правило не распространяется. Они работают на свою «одежку», про содержание как-то забывают и с довольными лицами сидят на своих местах.
Елизавета Белова
Родилась в 1990 году. Получила высшее образование по специальности «газетная журналистика» в ПГУ им. М.В. Ломоносова. На журналистику «подсела» со школьной скамьи. Сотрудничала с печатаными и электронными СМИ Архангельска. Стажировалась на портале MR7.ru, интернет-версии крупного санкт-петербургского издания «Мой район». Трудилась в архангельском Детском издательском центре в роли педагога допобразования. С февраля 2012 – корреспондент сайта 29.ru.
За примером далеко ходить не надо. Компания «Медиалогия» подготовила медиарейтинг глав столиц субъектов Северо-Западного федерального округа за апрель 2013 года. На первом месте оказался мэр Архангельска. Медиапозитивный Виктор Павленко сделал всех. Да разве и могло быть иначе? Он у нас такой добрый, улыбчивый, не покладая рук трудящийся во благо своего города (если верить пресс-службе мэрии, конечно). Медиарейтинг – результат работы СМИ. Чем чаще пишут-снимают про то, какой душка человек, тем крепче становится его позитивный политический образ. А самое главное – человек сам с каждым днем убеждается, какой он все-таки хороший. Ну представьте себе. Включаете вы утром телевизор, а там видите себя в окружении детворы. И все вам спасибо говорят за ремонт садика – покупку новых стульев – организацию праздника. Перед работой заглядываете в почтовый ящик – а там газета, на первой полосе вы, и на второй, и на третьей... Приятно, черт возьми.
И если бы все это были искренние похвалы за реальные дела – никто бы слова не сказал. Но ведь на самопиар власти тратят огромные суммы, в том числе из бюджета. Так, например, в прошлом году на периодические издания, учрежденные органами исполнительной и законодательной власти, из архангельской казны было потрачено почти 12 миллионов рублей. Да-да, это на те газетки, которые валяются под ногами в наших подъездах или лежат в кошачьих туалетах. А от 27 декабря прошлого года на сайте госзакупок появился открытый конкурс на право заключения контракта на оказание информационных телеуслуг на 2013 год. Заказчик – мэрия Архангельска, исполнитель – городское телевидение, сумма – почти 11 миллионов рублей. По мелочам есть еще много статей расходов. Немудрено, что после этого в СМИ – сплошь позитивные упоминания.
Люди сведущие говорят о том, что сегодня цена информационного обеспечения муниципалитета переплюнула правительственную. В 2013 году на создание позитивного образа губернатора Поморья выделено около 38 миллионов рублей. Согласитесь, тоже недурно. Выделили деньги, и государственным СМИ деваться некуда – надо бежать вслед за главой, рассказывать о делах его. А если что нет так – то молчок! Вдруг что...
Но все это детские шалости в сравнении с прошлым губернатором Поморья, живым мифом, Ильей Михальчуком. Вот уж кто у нас был медиапозитивный. В 2011 году, например, на создание его положительного образа было потрачено больше ста миллионов рублей. И писались дифирамбы в печатных СМИ, и работали без остановок видеокамеры. В серверной газеты «Правда Севера» тогдашний ее коммерческий директор даже дверь топором вынес, чтобы убрать с лица Интернета неугодную главе региона ошибку в его интервью. Широкой души человек Илья Филиппович Михальчук не давал нам скучать. И неважно, что область вся была «разоткатана», социальное строительство встало, и что про картон его Владимир Путин не спрашивал... Главное – это позитивный образ в СМИ, цитируемость и все такое.
Властям хочется, чтобы их хвалили. Но разве не приятней, если добрые слова люди будут говорить бесплатно, от всей души? А они только обижаются, что люди их ругают, требуют перемен. Как сказал однажды поэт Михаил Гуськов, одно из правил политработы – если поменяли политработника, а люди все равно не видят то, что слышат, надо менять людей. Наверное, некоторые наши власть имущие с радостью именно так и поступили бы.