Сейчас обитатели коридоров власти то и дело твердят о необходимости развития туристической отрасли Архангельской области, всячески подчеркивая при этом ее значимость для региональной экономики. Действительно, на фоне стремительно нарастающих негативных тенденций в традиционно «кормовых» леспроме и аграрном секторе только и остается, что уповать на финансовые поступления извне. То есть на приезжих туристов, которые, собственно говоря, эти поступления и должны обеспечить. Вроде бы неплохая и вполне осуществимая цель для наполнения областной казны. Однако, как глаголет народная мудрость, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается…
Константин Таганов. Родился в г. Горьком. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. К «литературе на скорую руку» пристрастился еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ». Сейчас редактор службы новостей сайта 29.ru.
Думаю, что никто не станет спорить с тем, что Русский Север вполне подходящая база для привлечения турпотока отдыхающих из России и зарубежья. Благо, наш край славен своей богатой историей, имеет в своем арсенале немало достопримечательностей и благодатных мест, которые запросто могут стать настоящим центром притяжения. Некоторые из них, впрочем, уже выполняют такую роль – например, Соловки с их красотой и духовной силой, по праву называемые «поморской жемчужиной».
Само понятие «туризм» наши местные чиновники уже словесно заездили до дыр, предложив, в частности, подразделять его на «познавательный», «экологический», «сельский», «спортивный», «водный» и т.п. Звучит все перечисленное вполне презентабельно и увлекательно, только вот полномасштабная реализация задуманного изрядно пробуксовывает…
Всегда надо смотреть правде глаза, как бы неприятно сие не было. Это касается всего. И туристической специфики нашего края в частности. Безусловно, по масштабам наплыва приезжающих нам никогда не затмить российские столичные города и черноморские курортные зоны. Географическое положение Поморья тоже оставляет желать лучшего – располагаемся мы, как ни печально, на самом отшибе. Отчего многие несведущие постоянно отождествляют нас то с Астраханью, то с Сибирью. Былая относительно развитая инфраструктура туризма в постсоветские годы оказалась полностью разваленной. А воссоздавать порушенное заново ой как нелегко. Да и не выполнить оного в полном объеме. Впрочем, что уж судить о модернизации сферы, если даже в Архангельске нет специализированного выставочного центра, способного принимать под свои своды ярмарочные мероприятия и презентационные экспозиции, в том числе и туристической направленности. Для начала губернским правителям стоит обратить свои взоры на опыт других городов, скажем, Нижнего Новгорода или Екатеринбурга, где круглогодично функционируют подобные специализированные комплексы.
Вообще отсутствие хороших дорог, транспортного сообщения, гостиниц (или на худой конец просто постоялых дворов), зашкаливающие цены буквально на все что можно – настоящий бич и гроза поморской туротрасли. Полное несоответствие стоимости и качества не увеличивает количество желающих нагрянуть с отдыхом в северные широты. Особенно это касается так называемого «местечкового туризма», за который так ратуют (правда, лишь на словах) люди из правительственных кабинетов.
Высокие расценки на архангельский турпродукт продиктованы целым рядом причин. Тут тебе и отсутствие должной конкуренции, и пресловутые налоги, и изъяны в законодательстве, и диктат монополизма транспортников. Зачастую провести законный отпуск «за бугром» обходится гораздо дешевле, чем у себя дома. Обо всем этом шла речь на недавнем круглом столе, организованном при непосредственном участии сайта 29.ru. Одна из главных мыслей участников заседания сводилась к одному – в нынешних условиях и при существующем порядке вещей продвигать новые туристские бренды ну никак невозможно.
Сколько раз ни говори слово «халва», во рту слаще не станет. Эта древняя избитая истина правомерно накладывается и на рассуждения о будущем поморского туризма. Бравурные заявления официальных лиц по поводу огромного потенциала Архангельской области в данной сфере должны сопровождаться конкретной поддержкой – как правовой, так и материальной. Или хотя бы учесть просьбы представителей туристической бизнес-среды «не вставлять палки в колеса». Иначе громкие лозунги так останутся пустым пшиком, а наш регион так по-прежнему будет занимать почетное место в списке депрессивных и непривлекательных. Грубо говоря – так и останется дырой. И никакие намоленные Соловки, сказочные Голубинские пещеры, отреставрированные и выкрашенные Гостиные дворы, речные круизы на великолепном и уникальном «Гоголе» не пробудят должного интереса к Поморью. Следовательно, и прибыли ожидать будет неоткуда.
Фото: Фото с сайта Вuket.ck.ua