Сегодня в Москве должна решиться приватизационная судьба Архангельского тралового флота. Процесс его «разгосударствления» тянется еще с осени прошлого года, однако ввиду постоянно возникающих недоработок сроки начала оного действа постоянно сдвигались в будущее. В октябре 2012-го министерство экономического развития РФ провело общественные слушания относительно грядущей судьбы предприятия. Планировалось до новогодья организовать и провести конкурс, чтобы с помощью него определить нового владельца предприятия. Но и то, и другое так и осталось невыполненным.
И вот, кажется, тяжелый воз постепенно сдвигается с мертвой точки. Газпромбанк (а именно он является агентом по продаже 100 процентов акций тралфлота) проводит открытую информационную встречу по приватизации АТФ. По информации, озвученной помощником генерального директора предприятия по связям с общественностью Ниной Зелениной, на ней должна быть определена сама форма приватизации, вызвавшая немало бурных дискуссий. Менеджмент АТФ с одобрения коллектива и регионального правительства ратует за проведение приватизации с социальными обязательствами, которые должен взять на себя новый собственник. А именно – сохранение базирования флота в Архангельске с исключением вероятности перевода предприятия в Мурманск или куда-либо еще. Компании же, заинтересованные только в квотах, настаивают на аукционе.
Что касаемо мнения высоких столичных чиновников, курирующих участь тралфлота, то руководство минэкономразвития еще минувшей зимой дало понять, чью позицию оно разделяет больше. Как отметил глава ведомства Андрей Белоусов, «очень важно, чтобы тралфлот и дальше располагался в Архангельске, потому что у него большая социальная нагрузка». На вчерашней пресс-конференции, отвечая на вопрос о предстоящей приватизации, министр подтвердил приверженность своим словам. В качестве небольшого уточнения: на предприятии зарегистрировано свыше двух тысяч работников, еще около трех тысяч человек трудятся в смежных сферах. Перерегистрация АТФ в другом регионе неизбежно повлечет массовые увольнения сотрудников, утрату профиля деятельности и инфраструктуры.
Между тем ряд источников, опираясь на заключения аудиторов, свидетельствует о резком ухудшении финансового положения АТФ. По итогам 2012 года выявлено не менее десяти факторов, приведших к ухудшению финансового состояния предприятия. В частности, значительно выросла дебиторская задолженность с 93,4 до 323,2 миллионов рублей, то есть в три с половиной раза. Газета «Коммерсантъ» не исключает возможности банкротства компании и снятия ее с торгов. Ссылаясь на ньюсмейкера в Росимуществе, издание сообщает, что по причине нестабильного состояния объект может быть исключен из списка приватизации.
Как уже говорилось нами ранее, наиболее вероятным претендентом на лакомый тралфлотовский пирог считается московское ЗАО «Русская рыбная компания», входящее в ГК «Русское море». Последняя контролируется близким к президенту РФ Владимиру Путину предпринимателем Геннадием Тимченко и Максимом Воробьевым, сыном нынешнего и. о. губернатора Московской области. Так что, как видим, интерес к нашему рыбопромысловому флоту имеют весьма непростые структуры и персоны.
Мы дозвонились до генерального директора АТФ Юрия Никулина и попросили его прокомментировать происходящее. Юрий Павлович был краток, но прогнозы сделал вполне обнадеживающие: «Правительство страны уже давно приняло решение о нашем будущем, плохо только, что процедура приватизации растянулась на столь долгий срок. Надо отдавать должное законам времени – при Советском Союзе у нас была одна экономическая модель, а нынче она совершенно иная. Как показывает опыт, в рыночных условиях частные предприятие более эффективны, нежели государственные. Уверен, что при любом раскладе сил тралфлот никуда из Архангельска не денется – суда могут закинуть на промысел куда угодно, а инфраструктура останется на своем прежнем месте. И финансовые потоки будут продолжать приходить сюда же. Также планируется сохранить весь коллектив в полном составе. Поэтому я считаю напрасным раздувание паники по поводу нашего будущего».
Фото: Фото с сайта Flashnord.com