Напомним, что в недавнем прошлом областная прокуратура заинтересовалась исполнением мэрией Архангельска законодательства по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, в том числе при исполнении судебных решений данной категории. И вот уже есть результаты.
Установлено, что на момент проверки мэрией не исполнено более 1 600 таких решений. Причем в городском бюджете на 2012 и 2013 годы расходы на данные цели не предусмотрены. Тем не менее, зная свою экономическую несостоятельность, мэрия в суд о предоставлении отсрочки исполнения решений не обращалась. В связи с чем службой судебных приставов из бюджета города только за период 2011–2013 годы взыскано более пяти млн руб. штрафов за неисполнение решений суда названной категории и порядка 1,2 млн руб. исполнительского сбора.
В начале июня главного прокурора области мы сделали гостем редакции. Вот что он нам рассказал по этому поводу. «Проводимая прокуратурой области комплексная проверка еще не завершена, но уже сейчас можно говорить о массе выявленных нарушений в этой болезненной для региона сфере, – комментирует прокурор Архангельской области Виктор Наседкин. – Рабочей группой в ходе проверки выявлены факты оплаты фактически не выполненных работ, существенные недостатки качества строительных работ, когда разрешения на ввод отдельных объектов в эксплуатацию выданы до полного завершения строительства. Не исполненных мэрией города судебных решений о понуждении к предоставлению гражданам во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений взамен признанных непригодными для проживания на 30 апреля – 1769. При этом с 2009 года исполнено всего 624 решения суда. В среднем исполняется 125 решений в год. Тем не менее в городском бюджете ассигнования на исполнение судебных решений этого вида не предусматривались. При наличии возможности нежилые помещения не переводятся в жилые, а сдаются в аренду юридическим лицам, имеются факты предоставления жилых помещений вопреки существующей очереди и решениям суда о предоставлении жилья».
Нашлись и другие прорехи. Например, при финансировании строительства четырех домов в Исакогорском округе в нарушение условий муниципального контракта перечислены бюджетные средства за фактически невыполненные работы на сумму около 30 млн рублей. Не обошлось без нарушений на нашумевшей стройке на Доковской. Выполненные работы проведены подрядчиком некачественно, сроки выполнения работ нарушены почти на два года. Несмотря на допущенные подрядчиком нарушения договорных обязательств, требование о выплате неустойки в сумме более 27 млн руб. мэрией не заявлено, вопрос об ответственности поручителя не решен. По данным фактам материалы направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц мэрии и подрядчика.
Разрешения на ввод трех двухэтажных домов по ул. Конзихинской в эксплуатацию подписаны при неполном завершении строительных работ. Устройство наружных сетей к домам осуществлялось по проекту, не прошедшему государственную экспертизу.
Выявлены многочисленные факты предоставления муниципального жилья лицам либо вообще не нуждающимся в жилых помещениях, либо с нарушением установленной очередности. Причем в отдельных случаях лица, незаконно получившие жилье (или намеревавшиеся получить), являются муниципальными служащими мэрии либо их близкими родственниками. Мы уже не раз писали об этом. Так еще главу одного из округов Архангельска «спалили» на квартирной афере
А если и есть свободные квартиры, они уходят не по назначению. Допускаются случаи незаконного предоставления жилых помещений социального жилищного фонда в качестве специализированного либо маневренного, в результате чего нарушаются права граждан, в отношении которых приняты судебные акты о внеочередном предоставлении жилья, а также состоящих в очереди.
Выморочные жилые помещения, то есть когда собственники которых умерли и не имеют наследников, во исполнение судебных решений гражданам не предоставляются, тем временем бюджет города несет расходы по их содержанию. Причем есть задолженность по этому вопросу. И долг составляет более 400 тыс. руб. Аналогичные случаи длительного непредоставления жилых помещений допускаются в отношении служебного жилья, что также влечет дополнительные расходы из бюджета.
Нарушаются сроки рассмотрения заявлений о признании жилых помещений непригодным для проживания. На 1 апреля этого года действует свыше шести тысяч договоров аренды земельных участков, находящихся на балансе города. При этом министерство имущественных отношений области, осуществляющее распоряжение ими, при дефиците свободных земельных участков под застройку полный комплекс мер по расторжению договоров аренды и взысканию задолженности по арендной плате за данные земельные участки не принимает. Так, общая задолженность по арендной плате и по пени на 1 января 2013 года составила около полумиллиарда рублей.
Кроме того, ряд земельных участков, предоставленных для строительства, более четырех–пяти лет не используются по их целевому назначению, что затрудняет возможность их освоения иными лицами для жилищного и иного строительства, снижает эффективность использования городских земель. Всего, начиная с 2007 года, мэрией выдано 596 разрешений на строительство объектов, которое на отчетную дату не завершено. Однако меры по расторжению договоров аренды ввиду длительного неиспользования их по целевому назначению министерством принимаются в единичных случаях.
С учетом данных результатов прокуратурой области совместно с горрайпрокурорами во втором полугодии текущего года планируется продолжить проверки в данной сфере.
Фото: Фото с сайта Milaplus.by