Мы продолжаем рассказывать об окраинах Архангельска и сегодня отправляемся на север – в жилой район Первых пятилеток, в простонародье – Сульфат. Когда-то он славился своим целлюлозным и деревообрабатывающим производством, сегодня же представляет собой обычный район, где живут вполне себе обычные люди. Но мифов и легенд о Сульфате достаточно много.
Чем пахнет Сульфат?
Главная ассоциация у многих архангелогородцев – это зловонный запах, который появляется при въезде на Сульфат. Как говорят коренные жители Северного округа (именно так сегодня официально называется район), на самом деле никакого запаха нет. «Это заблуждение, что Сульфат пахнет. Запах с завода появлялся в том месте, где поворачивает автобус, на въезде. Сколько я живу на Сульфате, а это уже 33 года, никакого запаха здесь нет», – говорит наш провожатый Иван Кулида, к слову, известный в городе литератор и музыкант.
Однако сегодня не пахнет даже при въезде на Сульфат. И объясняется это просто – недавний гигант индустрии Соломбальский ЦБК минувшим летом приказал долго жить. Для Северного округа это стало потрясением: ведь большинство его жителей работало на комбинате, причем складывались семейные династии потомственных инженеров, технологов, варщиков. Уже забыто имя Анатолия Мехреньгина, который будучи рабочим Соломбальского ЦБК получил в 1966 году высшее правительственное звание – Герой Социалистического Труда. Сегодня комбинат выглядит молчаливо и сиротливо, признаков жизни не наблюдается. Большинство работников находится в простое, кого-то уже сократили, а потому будущее у СЦБК весьма туманно, хоть власть и обещает, что комбинат поддержит.
Жители Сульфата в это слабо верят. А потому предпочитают жить дальше. Рожают детей, ходят в магазины, развлекаются. Сегодня Сульфат пахнет свежестью (район достаточно зеленый). А еще тут особо присутствует «запах спорта» – в районе самый лучший в городе бассейн, куда едут со всех концов Архангельска. Причем столь нелюбимого запаха хлорки в этом самом бассейне нет.
На Сульфате есть даже свой пляж, где, несмотря на запреты, люди вовсю отдыхают и купаются в Кузнечихе. Как говорит наш провожатый Иван Кулида, за Сульфатом город заканчивается, а потому его вполне можно назвать краем Архангельска. На этом самом краю есть три школы, больница, Дворец культуры, множество магазинов и ларьков, обелиск погибшим в годы войны, стадион. Что сильно бросилось в глаза при посещении Сульфата – контраст между так называемым поселком ЛДК и поселком ЦБК (так условно разделен район). Если в старой части преобладают 70-летние «деревяшки», то в новой большую часть представляют пятиэтажные хрущевки и даже девятиэтажки.
Еще Сульфат «пахнет» рок-музыкой. Именно здесь зарождались известные в Архангельске коллективы, тут проходили первые открытые рок-концерты. Сегодня ребят с «хайрами» и цепями встретишь нечасто – музыкальные пристрастия поменялись.
Как сельди в бочке
Отдельная проблема – как на Сульфат добраться. Тут мы столкнулись с нетипичной для Архангельска проблемой. Оказывается, «на север» сегодня ходят только два маршрутных автобуса – 10-ка (ПАЗ) и 60-ка («газель»). По Троицкому проспекту следует 60-ка, и уже ближе к остановкам Гайдара и Шубина она переполнена. Правда, нам с коллегой удалось занять сидячие места, и, как оказалось, очень повезло. Так как в Соломбале в несчастную «газельку» набилось столько народу, что пошевелить даже рукой было весьма сложно. И это было в воскресенье днем, когда народ в основе своей сидит дома. Что творится в будни и час пик, представить сложно. Иван Кулида говорит, что частенько ему приходится возвращаться домой на такси. «Дело в том, что в начале одиннадцатого с железнодорожного вокзала идет последний автобус, и если ты не успеваешь, то к твоим услугам только такси. А так, я привык еще с детства ездить с Сульфата в город, по времени это не так и долго. Бывают, конечно, пробки на Кузнечевском мосту, но это не критично».
Непонятно, почему на Сульфат так мало маршрутов. Если сравнить с той же Факторией, то там их в разы больше – 42-й, 1у, 44-й, 5э, 104-й, 22-й и так далее. Больше автобусов сегодня ходит даже в ту же Маймаксу, которая всегда страдала транспортно. То ли перевозчикам Сульфат неинтересен, то ли не видят необходимости. А ведь раньше сюда ходил трамвай 4-ка, который очень любили жители Сульфата. «Чем был прекрасен трамвай, что он ходил всегда по расписанию. Поэтому можно было планировать поездки», – говорит наш провожатый. Сегодня следы трамвайных рельсов стерты, а потому остается вспоминать экологически чистый транспорт только на старых фото.
С Сульфата мы возвращались на такси. Во-первых, попасть на последний автобус – проблема, во-вторых, транспорт заканчивает ходить рано, а в-третьих, так удобнее и комфортнее. Это лучше, чем ехать как сельдь в бочке, мечтая поскорее выйти на своей остановке. Сульфат – он такой, суровый…
Типичный Архангельск
Если вы живете где-нибудь в центре Архангельска (ну или любом его другом районе), то на Сульфате если и бывали, то, скорее всего, крайне редко. Что здесь делать-то? Да, для любителей поплавать есть бассейн. Кого-то заносят в этот край дела, кого-то – живущие тут друзья или знакомые. Но просто, допустим, прогуляться в погожий выходной день никто в здравом уме сюда не отправится. Несколько лет назад мне доводилось бывать тут где-то раз в месяц, зимой, после пяти вечера. Всегда было ощущение, что Сульфат – это идеальная декорация для съемок фильма о зомби-апокалипсисе: кривые дороги, темнота и шныряющие дикие псы.
Эта поездка показала Северный округ с другой стороны. На самом деле внешне он не сильно отличается от Привокзалки, допустим, или ряда других районов Архангельска. Такие же разбитые тротуары, «Дисмы», панельные домики и старые «деревяшки». Каменного жилфонда больше в той части Сульфата, которая относится к СЦБК. Она всегда считалась более благополучным районом, в отличие от поселка СЛДК, где и гопоты в 90-е было больше, и дома расположились похуже – типичный деревянный, местами покосившийся жилфонд образца 30-60-х годов.
Но! Тут очень зелено, тихо и людно. По улицам одна за другой проходят мамы с колясками, дети бегают, пенсионеры сидят на скамеечках, молодежь поет песни под гитару. Соврет вам тот, кто скажет, что на Сульфате жизни нет. Другое дело, с чем людям тут приходится сталкиваться – постоянные проблемы с водоснабжением, отсутствие нормального уличного освещения и, как говорилось ранее, огромные проблемы предприятия, на котором тут все зиждется. Я часто слышу от местных, что их не покидает ощущение, будто их все бросили, что власти махнули на Сульфат рукой. Но, несмотря на это, люди верят, что все изменится к лучшему.
Развлекаемся, как можем
Что касается досуга, то с этим дела в Северном округе обстоят не очень весело. Совершить променад по аллейке меж деревьев да по набережной реки Кузнечихи – это, конечно, хорошо. Но быстро надоедает. Молодым хочется куда-то ходить, тусоваться, встречаться, развлекаться. Пока мы гуляли по району, я заметила несколько «пикников» на скамейке с пивом и разложенными бутербродами.
Судя по количеству бутылок на пляже, там народ тоже любит отдохнуть. Выбирать-то людям особо не из чего. Был кинотеатр «Заря», его благополучно перепрофилировали в торговый комплекс. Ах да, в одном из ТЦ имеется 5D кинотеатр. Но сами понимаете, это лишь несколько моментально пролетающих минут радости. Еще и стоит недешево. В Доме культуры организуются периодически мероприятия, на Новый год например. Еще на Сульфате есть что-то вроде клубов. «Обычные сельские дискотеки, пару раз был даже на такой от нечего делать», – рассказал Иван. В общем, не разгуляешься, так что у кого есть возможность – те едут в центр, чтобы развлечься.
На Сульфате живут очень разные люди. Есть тут и литераторы, музыканты, художники. Творчество, оно ведь живет везде, независимо от районов.
Есть мнение, что Сульфат – район криминальный, опасный. Мол, гопники агрессивные тут, бандиты всякие. На самом деле этого нет, ну или не больше, чем в целом в городе. Чем «славится» этот район – это наркоманы, но в последнее время, говорят, и этих стало меньше. После остановки производства на СЦБК многие пророчили резкий всплеск преступности в районе. Иван Кулида признался, что лично он этого не заметил: «Я слышал, что вроде как хулиганов мелких прибавилось, что хуже стало. Но, если честно, ни я, ни мои знакомые с этим пока не сталкивались».
Так что жить на Сульфате можно. Вот Иван переезжать в центр города не собирается. Да и зачем?