Город Архангелогородцы сбегают в Санкт-Петербург

Архангелогородцы сбегают в Санкт-Петербург

То, что из Архангельска бегут подальше все кому не лень, известно давным-давно. Пожалуй, редко какой город нашей страны может похвастаться таким огромным числом желающих поскорее «слинять» прочь отсюда. Если задаться целью и устроить своеобразный хит-парад населенных пунктов, соревнующихся за право называться самым бесперспективным и непривлекательным, то, пожалуй, столица Поморья заняла бы в нем одно из лидирующих мест.

Хотя, опять-таки, это всего лишь личные предположения, основанные на выводах из очевидных наблюдений. Наряду с ними существуют еще и официальные статистические данные, иллюстрирующие общую картину миграционных процессов в Архангельской области. Редакции сайта 29.ru их любезно предоставил молодой социолог и аспирант САФУ Александр Назаренко. Все сведения Александра основаны на своде отчетов Архангельскстата о миграции населения в Поморье за 2011 год.

Согласно им, два года тому назад ситуация с въездом-выездом складывалась следующим образом. Население области сокращается на восемь–десять тысяч человек ежегодно. Основных факторов депопуляции два – естественная убыль и отъезд людей за пределы региона. Так, в 2011-м из Поморского края в другие города и веси отбыло 17 812 человек. При этом к нам пожаловало 7754 переселенца. Что ни говори, а расклад явно не в нашу пользу. Разумеется, это только задокументированные и учтенные цифры. «Закулисные» итоги наверняка отличаются еще более высокими показателями, по крайне мере, в части отъезда. Потому как не секрет, что зачастую, уехав жить и работать в другие города и веси, люди сохраняют прежнюю прописку и продолжают числиться по месту постоянной регистрации.

Социальный портрет архангелогородца-иммигранта выглядит следующим образом. Чаще всего это молодой человек (или девушка) 20–29 лет от роду, которого «достало» отсутствие перспектив на малой родине. Среди негативных житейских реалий, заставляющих молодежь «сваливать вон», можно упомянуть невозможность найти достойную работу с такой же достойной зарплатой, неблагоприятные климатические условия, высочайшие цены на съем и продажу жилья и, как следствие этого, практически нулевую вероятность обзавестись собственной отдельной «хатой». Необходимо также заметить, что львиную долю «беглецов» составляют жители крупных городов Поморья.

Сверхпопулярностью у нашей архангельской братии пользуется Северо-Западный федеральный округ, а в частности, его административный центр Санкт-Петербург. За 2011 год в город трех революций переселилось 3022 северянина. Второе почетное место уверенно держит Вологодчина – 1719 уехавших. Наименьший рейтинг у Республики Коми, где предпочло жить 638 человек. Довольно неплохой спрос на Краснодар, куда подались 836 наших земляков. А вот столица России – город-герой Москва – изрядно подотстала от своих конкурентов: несмотря на неоспоримую привлекательность, ее в качестве пристанища избрали только 664 выходца из Поморья. Опять-таки стоит повториться, что все приведенные арифметические показатели учитывают тех, кого удалось «посчитать». Велика вероятность, что неучтенные данные преподнесли бы нам куда более внушительный результат.

Отдельная тема – внутримиграционный круговорот. То есть когда люди меняют место жительства в пределах одного субъекта. В Архангельской области этот процесс движется по схеме село-город. Его человеческий эквивалент оценивается более чем в 20 тысяч граждан. Как уже говорилось, наибольший процент «внешних выездных» составляют горожане. А им, в свою очередь, приходят на смену жители сельской местности. Именно так и компенсируется великий недочет людских душ в том же Архангельске. В основном в города перебираются сельчане в возрасте от 15 до 29 лет, мечтающие учиться и работать. К сожалению, в глубинке сейчас и то и другое зачастую является несбыточной мечтой. Вот и приходится ради этого сниматься с насиженного места и искать лучшей доли вдали от родового гнезда, зачастую даже супротив собственному желанию закрепиться на родной почве. В результате мы имеем так называемую «рваную территорию» – когда относительно густо заселены лишь север и юг Архангельской области, а в самой ее сердцевине наблюдается настоящая обезлюдевшая пустыня. Народ тянется туда, где есть деньги и социальная стабильность. А в деревнях, увы и ах, уже давно нет ни того ни другого.

Сам Александр Назаренко характеризует происходящее следующими словами: «Наш регион уже прошел точку невозврата. Начиная с 2002 года не наблюдается ровным счетом никаких позитивных подвижек к исправлению демографического провала. Население убывает катастрофическими темпами. Даже относительно благополучный Архангельск сейчас можно сравнить с Онегой семилетней давности, когда там начался развал всей промышленно-экономической инфраструктуры».

На фоне подобной грустной констатации меркнут все имеющиеся плюсы миграционной составляющей в лице пожаловавших к нам на ПМЖ представителей других субъектов страны. Имеющуюся ситуацию они уже переломить не в состоянии. Так что всем оставшимся здесь остается лишь уповать на чудо. Или уезжать.

Фото: Фото с сайта Оpen.az

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
137
ТОП 5
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Мнение
«Сами создаем себе проблемы»: урбанист объяснил, чем плохи отдельные фазы для пешеходов
Анонимное мнение
Мнение
«Уверен, друзья мне завидуют»: оцените рассуждения мужчины, который постоянно изменяет девушке
Анонимное мнение
Мнение
«Режим выживания»: архангельский краевед размышляет, что ждет Поморье в экономике и политике
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: жительница Мурманска рассказала, как её дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления