Над пригородными железнодорожными маршрутами Поморья нависла ярко выраженная угроза сокращения. Как всегда в таком случае, виновником происходящего называется нерентабельность перевозок. Существующие тарифы неспособны покрыть основной массы транспортных расходов. Однако это опять-таки с точки зрения функционеров с самой железной дороги…
В Архангельской области система поездов ближнего следования находится в ведении ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» – дочерней структуры корпорации РЖД. Впрочем, ближайшие «родственные» узы не мешают здоровым коммерческим отношениям. СППК берет в аренду у «мамы» все жизненно важные элементы железнодорожной инфраструктуры – вагоны, поезда, пути, станции. Короче, все то, без чего немыслима нормальная транспортировка людей. Довольно интересное обстоятельство: фактическое заключение партнерства с самим собой. Но это так, для общей информации.
Как уже говорилось выше, главный бич пригородок – их полная неокупаемость в виду заниженных цен на билеты. Регулятором стоимости проезда выступает областное правительство, которому железнодорожники и адресуют свои вопросы. На днях в губернаторскую резиденцию на Троицком проспекте пришло письмо за подписью начальника Архангельского филиала СЖД Василия Билохи. Данный документ изобилует самыми грустными прогнозами относительно ближайшего будущего пригородного железнодорожного сообщения в Поморье. Основной посыл (точнее, крик отчаяния) указанной корреспонденции можно охарактеризовать возгласом домовенка Кузи из популярного советского мультика: «Нафаня, убытки-то какие!»
Из послания явствует, что в очень скором времени количество пригородных маршрутов начнет безжалостно отменяться. Если, конечно, губернатор с товарищами не предпримут экстренных мер к выходу из сложившегося тупика. А именно – не выделят из областного бюджета средства на покрытие расходов. А сумма заявлена довольно нехилая: 229 миллионов рублей за девять месяцев текущего года плюс 368 миллионов рублей на покрытие издержек в году будущем. Весьма увесистая цена решения вопроса, особенно если учесть, сколь сильно «продырявлена» наша местная казна.
Реакция властей на столь интересное предложение последовала незамедлительно. Руководитель областного агентства по транспорту Дмитрий Деарт напомнил, что железнодорожники и так исправно получают от правительства компенсацию для борьбы с убыточностью в пригородном направлении. «В 2012-м на эти цели было направлено 100 миллионов рублей, в нынешнем году столько же. Также мы прибавили еще 3,7 миллиона дополнительно», – сообщил он.
Глава агентства по тарифам и ценам Поморья Виктор Иконников пояснил, что тарифы и так находятся не в замороженном состоянии – последнее их повышение имело место быть 1 ноября. «И тем не менее нас просят увеличить финансовую помощь за минувшие девять месяцев еще в два с лишним раза. Следует сказать: чистая прибыль РЖД за прошлый год составила 14 миллиардов рублей. Все это наводит на мысль, что руководство корпорации хочет пополнить доходы за счет региональных бюджетов», – отметил чиновник.
Стоит добавить: областные власти на нужды авиаторов, занятых на локальных линиях, отпустили 85 миллионов рублей. На требуемые же 368 миллионов можно охватить воздушным сообщением всю огромную территорию Архангельской области. По крайней мере, так утверждают в транспортном агентстве.
В заключение стоит напомнить, что сейчас в регионе действует 55 пригородных железнодорожных маршрутов. Что с ними станется в дальнейшем – сказать проблематично. Однако ж хочется надеяться и верить в бескровный вариант развития событий. Дабы не появилось дополнительных проблем и неудобств у многострадальных северян.
Фото: Фото с сайта Frant.me